«Алеко» и фрагменты из «Кармен» прозвучали на берегах Волги: спектаклем-диптихом «Страсть» по цыганским операм русского и французского гениев Любовь Казарновская презентовала свой новый музыкально-театральный проект «Молодая опера Ярославля».
В областных центрах — столицах субъектов Российской Федерации, расположенных кольцом вокруг Москвы, нет ни одного оперного театра. Ближайшие от Первопрестольной — только в Петербурге, Нижнем Новгороде и Воронеже. До революции оперные стационары были в основном в столицах, провинция довольствовалась антрепризами и только в последние десятилетия существования монархии кое-где оперные театры все же возникли, но опять же не в крупных городах Центральной России. В советское время, когда сеть оперных домов стала значительно гуще, что было частью государственной культурной политики, придерживались правила, что оперно-балетный театр положен городу с населением свыше одного миллиона человек — иначе не собрать публику. Смоленск, Тверь, Ярославль, Владимир, Рязань, Тула, Иваново и Калуга до этого показателя не дотягивали, хотя безусловно являлись и являются крупными городами со своей внушительной историей и заметными культурными потребностями. В какой-нибудь Германии или Италии безусловно у городов такого масштаба постоянные оперные труппы бы были, там и куда меньшие селения позволяют себе такую роскошь. У нас исторически сложилось иначе.
Между тем, театральные традиции в том же Ярославле колоссальные: все знают, что здесь работает старейший в стране Драматический театр имени Федора Волкова, есть и другие коллективы. В музыкальном плане мощным центром региональной столицы является Филармония имени Леонида Собинова, у которой — роскошный Губернаторский оркестр под управлением маститого маэстро Мурада Аннамамедова, коллектив, известный далеко за пределами Ярославля. В филармонии нередки и оперные проекты — местных любителей высокого жанра балуют время от времени концертными исполнениями. Востребованы оперные концерты (и спектакли по операм, и сольные выступления вокалистов с оперным репертуаром) у местной публики и на проходящем в Ярославле уже много лет фестивале Юрия Башмета. Словом, опера бы Ярославлю не помешала. Правда нет пока для этого подходящего зала — огромный концертно-зрелищный центр «Миллениум» на набережной Которосли, построенный к грандиозному юбилею города (2010), по масштабам и техническим возможностям подошел бы на эту роль (именно тут свои синтетические спектакли по популярным операм делал не раз тот же Башмет), однако в нем нет естественной акустики, пение возможно только с микрофонным звукоусилением.
Тем не менее, вопреки всем «но», под финал сезона в Ярославле состоялся очередной оперный проект, объединивший под своим крылом самых разных участников. Его инициатором стала прославленная российская примадонна Любовь Казарновская, которая уже не раз одаривала город на Волге оперными гала-концертами, показывая в местной филармонии достижения своих учеников. В историко-культурном комплексе Вятское под Ярославлем дива неоднократно проводила свой музыкальный конкурс, а лауреатов представляла широкой публике опять же в Ярославской филармонии. На этот раз Казарновская придумала новую акцию — проект «Молодая опера Ярославля», в рамках которого объединила темой роковой страстной любви два шедевра мирового оперного репертуара: «Алеко» Рахманинова и «Кармен» Бизе. И показала ярославцам голосистую молодежь — своих учеников по Всероссийской оперной академии, а сама выступила в роли драматической актрисы, что для ярославцев уже не сюрприз: Казарновская не первый год играет в Волковском театре в специально поставленном для нее спектакле «Пушкиниана». Спектакль-диптих дива назвала коротко — «Страсть», ибо именно роковое влечение является катализатором обеих цыганских историй. Работу помимо Ярославля увидели Кострома и Углич: в Ярославле цыганский дуплет показали в «Миллениуме».
«Алеко» оказался более чем уместен в юбилейный рахманиновский год — первую оперу русского гения дали целиком. «Кармен» прозвучала наиболее знаменитыми музыкальными фрагментами, которые были «сшиты» между собой импровизированным прозаическим текстом в исполнении Казарновской, основанным на вербальных формулах Мериме. Обе оперы — своего рода «не спетые песни» дивы, на сцене ей не довелось в них выступать в годы активной вокальной карьеры. Хотя фрагменты партии Земфиры она, конечно, исполняла, в частности, они были включены в ее нашумевшую в 1990-е годы концертную программу «Поцелуй цыганки», собравшую «цыганские» опусы самых разных композиторов и эпох (и записанную тогда же на диск). А партию Кармен ей когда-то предлагал записывать на пластинку великий маэстро Карлос Кляйбер (к сожалению этого не случилось), позже арии и сцены из этой оперы она неоднократно включала в свои сольные концертные программы. Но оперных спектаклей не было — и вот теперь своего рода «реванш»: «гештальт закрыт», но совершенно иначе.
Гаснет свет и на тотально черную сцену в ярком луче прожектора выходит блондинка в черном — звучат бессмертные пушкинские строки из «Цыган»: в эту поэзию Казарновская вкладывает такой запал, задает столь высокий градус эмоций, словно заряжает энергетикой и артистов, и зал, что не соответствовать этому посылу невозможно. Губернаторский оркестр под дирижерской палочкой московского маэстро Василия Валитова откликается на него всем нутром: вступление к «Алеко» одаривает и щемящей тоской, и огнедышащей страстью. Постановка Елены Болдиной-Вахотиной минималистична, это скорее концертная версия с элементами театрализации, но такой минимализм позволяет полностью сосредоточиться на музыкальном наполнении. Бездонная чернота сцены символизирует южную ночь, яркие и резкие лучи прожекторов выхватывают самое важное в этой истории, пестрые «цыганские» платья солистов и женского кордебалета сообщают истории этнический колорит (художник-постановщик Екатерина Фомина). Мизансцены просты и классичны, они лишь чуть оживляют концертный формат, не перетягивая одеяла на себя, не отвлекая от богатств рахманиновской партитуры. Хоровая капелла «Ярославия» (худрук Владимир Контарев) стоит на станках в черных концертных платьях — эта статика роднит хор с античным коллективным комментатором греческих трагедий: и сей мотив уместен в фаталистской пушкинской драме, беспощадной и неотвратимой. Центральную пару антагонистов свежо и качественно поют юные Анна Кононенко (Земфира) и Артем Василевич (Алеко) — их роковая дуэль вызывает искреннее сочувствие и сопереживание в зале. Стихают звуки удаляющегося табора — в ярком луче прожектора дива вновь декламирует Пушкина: арка выстроена, круг замкнулся.
Несмотря на то, что «Кармен» дана лишь избранными фрагментами, она оказывается даже более целостным спектаклем, чем исполненный полностью «Алеко»: здесь явственнее магия настоящего театра, меньше концертности, больше выпуклой театральности. Хотя внешне отличий не много — тот же ночной космос сцены, прорезаемый яркими лучами прожекторов, еще больше заострена самопрезентация вокалистов на авансцене, чему способствует то, что даны главным образом вокальные хиты, знакомые всем — хабанера, сегидилья, сцена гадания, куплеты тореадора, ария с цветком… И, тем не менее, театра в этом прочтении гораздо больше. Объяснение этому оказывается на поверхности: мощная энергетика Казарновской, ее талант драматической актрисы-декламатора, великолепной рассказчицы, чей удивительный голос словно ворожит магические заклинания, оказываются вполне достаточными, чтобы трагическая история Мериме обрела на сцене плоть и кровь.
Этот монолог, перемежающий музыкальные номера, самоценен и самодостаточен — опера Бизе слегка отступает в тень, обретая иллюстративные черты «музыки к моноспектаклю». Хотя и в музыкальной части есть свои жемчужины. Прежде всего это великолепная Кармен в исполнении юной ученицы дивы Юлии Фадеевой (ей всего 23): красивый и выразительный голос пленяет сразу, его хочется слушать и слушать. Однако по образу ей пока трудно конкурировать с мэтрессой — настоящая Кармен на сцене пока только одна, она как магнит концентрирует на себе все внимание, словно в узел стягивает все нити спектакля, хотя и не поет, а в музыкальных фрагментах, присутствуя на сцене, лишь аккомпанирует певцам постукиванием кастаньет. Еще одна прекрасная вокальная работа — Ксения Гирина в партии скромницы Микаэлы, едва ли конкурентки главной героини, да и ария у нее всего одна; но певчески она не менее притягательна, чем Фадеева-Кармен. Неожиданной краской оказывается участие в спектакле «Театра балета» школы искусств имени Леонида Собинова — пластика контемпорари-данс (хореограф Васса Водзуми-Мишукова) придает действу парадоксальность и некую перекличку с испанским кинематографом, с острыми лентами Альмадовара или Карлоса Сауры.
Грандиозная перекличка двух цыганских историй — русской и французской — состоялась: харизма Казарновской, свежие голоса ее учеников, мастерство опытных профессиональных музыкантов (хор, оркестр, дирижер) и энтузиазм и креативность всей постановочной команды сотворили интересный синтетический диптих, увлекательный и захватывающий. Проект ярко продемонстрировал, что потребность в опере на берегах Волги есть, а потенциал имеется: возможно, это как раз пролог к созданию полноценного оперного театра для Золотого кольца России.
26 июня 2023 г., "Культура"