Говоря о красоте России, что мы представляем? Бескрайние поля, березовые рощи, пышные столичные дворцы и, конечно, старинные усадьбы. Во многих произведениях русской классической литературы XIX века встречается этот образ – высокий дом с белыми колоннами, к которому ведёт аллея, затененная ветвями лип или берез. Замечательно, что в Нижнем Тагиле тоже сохранились подобные достопримечательные места. Одно из них - это бывший усадебный дом «купецкой вдовы» Евдокии Дерябиной, или, как мы привыкли его называть, «Господский дом».
Сохранившийся до наших дней, он уже более полутора веков украшает собой одну из старейших улиц города – Тагильскую, которая начинается от бывшего Демидовского завода и проходит за Горбатым мостом. Тагильская указана в числе первых восьми улиц на плане заводского поселка Нижнетагильска 1734 года.
Поскольку эта улица была одной из главных, на ней располагались многочисленные дома заводских служащих, зажиточных крепостных, а также купеческие особняки.
Усадьба жены купца третьей гильдии Евдокии Дерябиной с многочисленными постройками обозначена на плане, датируемом 1830-1840 годами. Главный усадебный дом построен из кирпича, или, как раньше писали, каменный. Каменными, равно как и всеми другими постройками в заводском поселке, ведало заводское управление. Это значит, что с ведома заводовладельца и под его непосредственным руководством, для каменной простройки заводской архитектор выдавал проект, по которому следовало возвести постройку. Автором дома купеческой жены Евдокии Дерябиной, наиболее вероятно, является тагильский крепостной архитектор господ Демидовых - Александр Петрович Чеботарев, внесший большой вклад в исторический архитектурный облик Нижнего Тагила.
Однако купеческим дом пробыл не очень долго: к середине XIX века усадьба перешла во владение Демидовых. Тогда двухэтажный каменный дом начали использовать в качестве «дома для именитых приезжих» и важных персон, отчего и появилось это название - «господский». Благо, внешний вид постройки очень даже к тому располагал.
Надо сказать, что дом был частью большой усадьбы — с конюшнями, зданием для прислуги, складом, каретным сараем и обширным, тенистым садом. Участок усадебной земли тянулся до самой реки Тагил и являлся свидетельством благополучия своих владельцев.
Сам двухэтажный, каменный особняк – нарядный и торжественный - был главным жилым домом усадьбы, и, конечно, декор его парадных фасадов отличался богатством и разнообразием. Например, на главном фасаде, располагающемся вдоль улицы Тагильской, имеются и колонны с коринфскими капителями, и арочные ниши, и великолепный крупный руст. А чего стоят лепные розетки и модульоны с листьями аканта! Ну и отдельно здесь надо остановиться на окнах в боковых частях фасада: они выполнены по принципу «венецианских окон» - одно большое в центре и малые створки по краям. Таких в городе больше нет!
В общем, внимание создателя к деталям, его мастерство и утонченный вкус, что называется, налицо.
На рубеже XIX – XX веков здесь размещались квартиры заводских служащих, жил и сам управляющий завода. После революции 1917 года здание, как и многие другие в городе, было приспособлено под коммунальное жилье.
Сохранившийся в пылу сражений гражданской войны, дом и в период советской власти жил напряженной и интересной жизнью: именно здесь в 1924 году была найдена знаменитая работа итальянского мастера эпохи Возрождения Рафаэля Санти «Мадонна дель Попполо». Ныне она хранится в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Новая жизнь старого особняка началась в 1997 году, когда после реконструкции и реставрации, дом распахнул свои двери уже в статусе Музея быта и ремесел горнозаводского населения..
Сегодня «Господский дом» - это по-настоящему домашний, пропитанный уютом и теплом музей. Хотите узнать, как был устроен быт простых и зажиточных тагильчан? Тогда лучшего места не найти. Музей обладает особым духом чего-то родного, семейного. На первом этаже представлены традиционные занятия тагильчан: ткачество, покосные работы, кожевенный промысел. И, конечно, значимые для всего заводского поселка промыслы – бондарный, берестяной, сундучный. Здесь собраны самые разнообразные по форме, яркие, расписные, с «переводками», плетеные туеса, пайвы, бураки и пестери. А сундуки?! С музыкальными замками, с «мороженым железом», с разноцветными вставками, малые и большие – все здесь увидеть можно!
А на втором этаже расположились гостиные – заводского служащего, купеческая, рабочего завода. Теплые, уютные интерьеры погружают в прошлую, давно ушедшую эпоху, и заставляют испытывать странную ностальгию. По времени, когда вещи делали прочными, красивыми; когда громко торговали товаром на разных ярмарках, когда, отторговавшись, приезжали домой, и за большим столом собиралась на ужин большая семья, а по выходным устраивали музыкальные вечера или вслух читали книги.
И веет от этого дома ушедшим навсегда уютом и гармонией, чему немало способствуют сохранившиеся в интерьерах лепные потолочные тяги, тяжелые латунные ручки на массивных деревянных дверях, и облицованные глазурованной блестящей плиткой голландские печи.
Несмотря, а иногда и благодаря всем перипетиям настоящего, прошлое остается очень важным для нас. Оно – фундамент для нового, основа, позволяющая нам понять красоту творения человеческих рук, независимо от масштаба, - будь это дом, или предмет быта, или одежда. Оно – тот стабильный фактор, само вековое существование которого как бы говорит нам: видишь, мы пережили революцию, войну, перевороты, забвение, и все равно остались здесь, мы сохранили тепло и заботу человеческих рук. И ты тоже сможешь.
Старинные предметы народных промыслов сегодня становятся сами вдохновителями новых идей – художественных и практических, ведь все новое – хорошо забытое старое. Из сугубо утилитарных они превратились в предметы художественные, а еще – предметы музейные, пробуждающие в нас интерес к прошлому, будоражащие наше воображение.
За этими ощущениями уюта и тепла, за стойким ароматом бересты и древесины, за положительными эмоциями, за кучей впечатлений можно сегодня придти в старый каменный особняк на старой Тагильской улице. И мы вас сюда приглашаем!
Я.А. Татаринова — научный сотрудник, Штафетова Е.А. начальник отдела ОКН Нижнетагильского музея-заповедника.
Авторы фото: сотрудники отдела ОКН и землепользования.