Однажды, будучи врачом-ординатором, один из моих преподавателей, опытный психотерапевт, попросил нас, своих учеников, дать определение понятию «Психотерапия». Помню, как мы наперебой давали всевозможные известные нам определения. Кто-то рассказывал заученное наизусть из учебника по психотерапии, кто-то, опираясь на имевшийся опыт личной терапии, излагал свое видение. Но ни один ответ так и не удовлетворил его. Тогда он сказал: «Психотерапия – это в первую очередь отношения, отношения между психотерапевтом и клиентом».
Помню, как была озадачена этим, ведь в тот момент меня и моих коллег в основном занимало изучение различных психотерапевтических техник и методов, волновал вопрос, как достичь инсайта с клиентом, что нужно сделать, чтобы решить запрос клиента и тому подобное. Но никто из нас до этого не задумывался о важности этих особых взаимоотношений, возникающих между психотерапевтом и клиентом.
С того занятия прошло много времени, у меня появился опыт работы с клиентами, а также опыт личной терапии, и сейчас, я без сомнения могу сказать, что взаимоотношения терапевта и клиента имеют огромное терапевтическое значение.
Безусловно, все, что происходит между терапевтом и клиентом является очень тонкой материей. И как легко можно навредить лечению, если недооценивать важность этих особенных отношений. Именно поэтому, я как психотерапевт, понимаю, насколько важно жить в соответствии с основными правилами психотерапии.
В первую очередь, это соблюдение конфиденциальности и уважение к личным границам. Это значит, постоянно помнить о том, что психотерапевт не может быть для вас ни другом, ни любовником, ни коллегой, не может встречаться с вами и проводить время вместе вне стен кабинета. Даже незначительное нарушение конфидециальности и безопасности клиента может быть грубым вмешательством, разрушающим психотерапевтический альянс.
Во-вторых, относиться к клиенту с огромным уважением. В процессе работы важным осознанием для меня, было то, что никто кроме клиента не может знать лучше, что ему следует делать. Поэтому я, как психотерапевт принимаю абсолютную самостоятельность и экспертность клиента в своей личной жизни.
И наконец, для меня, наиболее важным в процессе терапии является, пожалуй, проявление эмпатии. Только если психотерапевт чувствует то, что и клиент, ощущает его мир как свой собственный, он может получить наилучшую информацию о нем. Но эмпатия это не техника, которую можно заучить и использовать, когда нужно, это особый способ самораскрытия, уникальный индивидуальный способ передачи сочувствия в каждый конкретный момент. Эмпатия является главным терапевтическим вкладом в жизнь и опыт человека.
Поэтому работа терапевта заключается не в том, чтобы давать советы, отвечать на вопросы или задавать их, а в том, чтобы сделать все возможное для улучшения понимания клиента.
Таким образом, в процессе терапии психотерапевт благодаря эмпатии дает понять своему клиенту, что понимает его, а затем особым образом объясняет, что эмоции клиента являются неизбежными в его личном опыте. Клиент заново переживает свои прошлые мысли, чувства, действия, которые имеют четкую взаимосвязь с происхождением его проблемы. При этом, переживает это в присутствии человека, который эмпатичен, выражает уважение к нему как к личности, оставляет ему право оставаться экспертом в своей жизни. Клиент выражает эти мысли, чувства и действия психотерапевту, встречая в ответ интерес, принятие и объективность. Только в таком случае и происходит психотерапевтическая работа, таким образом укрепляется психотерапевтический альянс между клиентом и терапевтом.
Автор: Виктория Александровна Белугина
Врач-психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru