Наткнулся на статью, которую писал в Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. Статья немаленькая, но весьма полезная.
Тема человеческого страдания является одной из центральных в трудах святителя Игнатия Брянчанинова. Он очень часто затрагивает ее в своих «Аскетических опытах», множество писем святителя посвящено утешению людей, находящихся в скорбных обстоятельствах. Жизнь самого святителя, как он указывает, была чередой непрестанных испытаний: «Не раз я видел полное оскудение помощи человеческой; не раз был предаваем лютости тяжких обстоятельств <…> так протекали годы <…>. Едва проходила одна скорбь, едва начинало проясняться для меня положение мое, как налетала с другой стороны неожиданная новая туча…» [3, c. 202-203]. Следует также отметить удивительно поэтический стиль изложения святителя Игнатия, что делает его строгие аскетические размышления легкими для восприятия.
По мнению святителя Игнатия правильное христианское отношение к страданию должно быть следующим: «Христос попускает скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, <…> никакая скорбь не приблизилась бы, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе» [1, с. 403]. Таким образом, то, как человек переносит скорбные обстоятельства своей жизни, свидетельствует о его принадлежности к христианству. Христианином является тот, кто в окружающих его обстоятельствах видит действие промысла Божия, а не просто совокупность случайных событий. Соответственно, и скорби попускаются Богом человеку для его духовной пользы. Более того, «скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению» [2, с. 164]. Именно поэтому, христианин должен благодушествовать и в тяжелых обстоятельствах, помня, что они послужат его спасению. Можно сказать, что поведение человека в тяжелых условиях является неким индикатором его духовного состояния.
Страдания являются уделом христиан на протяжении всей истории его существования. Но каждому времени соответствуют свои страдания. «Ныне не страдают христиане от оков и мечей; потерпим мучение от болезней и других скорбей. Всякому времени даны своего рода страдания: нашему времени даны страдания мелочные. Претерпим их. Весы и мзда у Бога» [3, с. 214]. Говоря о современных страданиях как «мелочных», святитель ни в ком случае не умаляет их важности. Он отмечает, что даже терпение своих страстей вменяется человеку в мученичество. Поэтому, мученичество – это внутренне состояние души, пребывающей в испытании. Внешняя форма при этом не имеет особого значения, она может меняться в зависимости от времени.
В своих трудах святитель Игнатий для изображения человеческих страданий использует образы Чаши и Креста. Образ чаши страданий, которую человеку подает Сам Христос и которую он должен испить, взят им из гефсиманской молитвы Христа. Образ креста также взят из обстоятельств страданий Самого Христа; несение креста символизирует перенесение человеком страданий. В понятие «Креста» входят скорби и страдания земной жизни, пост, бдения, греховные недуги, страсти [1, с. 403].
Первый вопрос, на который необходимо ответить: почему человек страдает, каковы причины этого? По мнению святителя Игнатия страдание представляет собой не некое действие Бога, Который хочет намеренно причинить, пусть даже и для духовной пользы, человеку страдание. Страдание – это состояние души, являющееся результатом чрезмерной привязанности человека к земной жизни. Именно отвыкание от земных пристрастий вызывает страдание. «Ничего не значат сами по себе временные страдания: мы даем им значение нашей привязанностью к земле и всему тленному» [1, с. 621] - пишет святитель. Так же, очень часто страдающий человек в большей степени страдает не от самого скорбного обстоятельства, а от того, какое значение сам ему придает.
Это очень важный момент понимания сути христианского отношения к страданию. Вообще, человеку естественно стремиться избавиться от какого-либо страдания, так как Бог создал человека не для страдания. Но грех, исказивший человеческую природу, сделал с тех пор страдание свойственным для земной человеческой жизни. Поэтому и понять суть страдания можно только при условии болезни человека. Тогда становится понятно, почему «лекарство» такое «горькое». Святитель Игнатий указывает: «Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие» [2, с. 158]. Этот антропологический момент очень актуален сегодня, когда многие люди, далекие от Церкви, недоумевают о том, почему «христианский» Бог такой жестокий и строгий. Они также очень часто задаются не вопросом «почему?» или «для чего?» Бог посылает страдания, но «за что Бог наказывает?». Хотя, врача, который дает горькое лекарство или делающего операцию, никто не назовет жестоким, так как все понимают необходимость таких мер.
Не всякий переживающий страдание «принимает» чашу от Христа и несет свой крест, то есть переносит страдание по-христиански. Святитель Игнатий отмечает: «Принимается Чаша, когда христианин переносит скорби земные со смиренномудрием, заимствуемым из Евангелия» [1, с. 618]. Несение своего креста также требует правильного к нему отношения: «Взять крест свой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений» [2, с. 94]. Важно понимать при этом, что «ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения» [1, с. 404-405].
Важным условием крестоношения является то, что, крест каждого конкретного человека должен стать «крестом Христовым». Святитель отмечает: «Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость» [1, с. 404]. Крест каждого конкретного человека становится «крестом Христовым», когда он «несет его с деятельным сознанием своей греховности <…> когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа» [1, с. 405]. Благодарение и славословие Бога во время страданий приносит человеку духовное утешение, которое делает его крест легким.
Таким образом, необходимо, чтобы христианин переносил скорби ради Христа, без ропота, иначе страдание может и не принести человеку духовную пользу. То есть, на встречающиеся скорби христианин должен смотреть глазами веры: «Горька Чаша; при одном взоре на нее теряются все человеческие соображения. Замени соображения верою и мужественно выпей горькую Чашу: ее подает тебе Отец всеблагий и премудрый» [1, с. 619]. Для тех же, кто с ропотом несет крест, святитель Игнатий делает достаточно строгое увещевание: «Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Не сознающиеся и не кающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге» [1, с. 406].
Но есть еще одна важная причина, по которой Бог попускает страдания. Святитель Игнатий отмечает также, что «попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтобы они опомнились, чтобы они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему» [2, с. 164]. То есть, скорбное обстоятельство выводит человека из состояния апатии и активизирует в нем духовную работу над собой.
Важным аспектом христианского перенесения страданий, по мнению святителя Игнатия, является понимание того, через кого они приходят. «Люди, наносящие скорбь и скорбные обстоятельства – только орудия во всемогущей деснице Божией» [3, с. 203-204] - указывает святитель. «Когда явится пред тобою Чаша, - не гляди на человеков, которые подают ее тебе; возведи взоры твои к Небу и скажи: Чашу, юже даде мне Отец, не имам ли питие я?» [1, с. 619]. То есть, христианин должен понимать, что люди, через которых в рамках земной жизни приходят скорби, не зависимо от их личных намерений, причиняют страдание лишь настолько, насколько это попускается Богом.
Чтобы научить себя такому пониманию, святитель Игнатий дает практический совет: «Обратясь к людям, скажи им (если же они не в состоянии понять и принять слов твоих, то, не пометая честных жемчужин смирения под ноги не могущих оценить их, скажи мыслью и сердцем): «Благословенны вы, орудия правды и милости Божией, благословенны отныне и до века!»» [1, с. 620]. Именно такое понимание позволяет человеку научиться не осуждать, более того, при таком отношении к причиняющим вред людям, они, по сути дела, перестают быть врагами. Становятся понятными слова Христа о том, что нужно благословлять проклинающих и молиться за причиняющих зло людях. В этом святитель видит исполнение главной заповеди Евангелия о любви к ближним.
Рассуждая о значении страданий, святитель Игнатий говорит не только о том, почему страдает человек, но и для чего ему это необходимо. Страдание после грехопадения естественным образом сопровождает духовную жизнь христианина и выполняет задачу возврата человека к общению с Богом. «Шествие к истинному знанию Бога непременно требует помощи от скорбей: непременно нужно умерщвление сердца для мира скорбями, чтоб оно могло всецело устремиться к исканию Бога» [3, с. 203]. Таким образом, страдание отделяет человека от греховной привязанности к миру и вводит в область духовного общения с Богом. Святитель пишет: «Чаша Христова (страдание) доставляет на земле причастникам своим участие в благодатном Царстве Христовом» [1, с. 618].
Святитель Игнатий, как и многие отцы, говорит об антиномии «наслаждение - страдание». Страдание искореняет в человеке привычку к греховному наслаждению. «Невозможно нам, пребывая в плотских наслаждениях, пребывать вместе с тем в состоянии духовном. Потому-то Господь непрестанно преподает возлюбленным Своим Чашу Свою, ею поддерживает в них мертвость для мира и способность жить жизнью Духа» [1, с. 624]. Именно «Горечью этой Чаши истребляется в сердце преступное, убийственное наслаждение греховное» [1, с. 618].
Страдание очищает ум, в силу чего человек становится способным к духовному видению – видению Промысла Божия. «Ум, очищенный Чашей Христовой, соделывается зрителем духовных видений: он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий, видеть закон тления во всем тленном, видеть близкую всем, необъятную вечность, видеть Бога в великих делах Его – в создании и воссоздании мира» [1, с. 625]. Но и практическая деятельность человека без помощи страданий остается нечистой: «Без скорбей невозможно очиститься деланию нашему о Господе и нам невозможно увенчаться венцом евангельским» [3, с. 83-84].
Страдание открывает человеку дверь в Царствие Божие. Находясь еще на земле, человек через страдание приобщается вечной жизни. «Кто пьет Чашу с благодарением Богу, с благословением ближних, <…> отселе уже наслаждается в духовном раю Божием» [1, с. 621].
Святитель также предостерегает от своевольного «поиска» скорбей: «Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей: в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собой, - не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств» [1, с. 624]. Важно также понимать, что скорбь, попущенная Богом, является личным испытанием человека, и он должен научиться его преодолевать: «Во время напастей не ищи помощи человеческой; не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога: по Его мановению, в свое время, придут люди и помогут тебе» [1, с. 623].
Святитель Игнатий указывает, что действительно является страданием для человека: «Отчуждение от Бога, вечная мука в аду, вечное общение с диаволами и диаволоподобными людьми, пламень, хлад, мрак геены – вот что достойно называться скорбью! К великой вечной скорби приводят земные наслаждения» [1, с. 626].
Резюме.
Таким образом, в учении святителя Игнатия Брянчанинова о человеческом страдании можно выделить несколько принципиальных положений:
1. Страдание не естественно для человека, но свойственно ему в силу его греховности;
2. Не всякое страдание полезно, но только то, которое переносится с терпением и благодарением Богу; страдание без благодарения может приводить к духовной смерти;
3. Страдание, попускаемые нам Богом, причиняют люди, но они являются всего лишь орудиями в руках Божиих. Он попускает им причинять страдание другим лишь настолько, насколько это будет им по силам вынести;
4. Страдание «лечит» греховность человеческой природы; оно отделяет человека от мира и вводит его в область духовной жизни;
5. Через страдание человеку, находясь еще на земле, приобщается Царства Небесного;
6. Не следует как избегать скорбей, так и специально их искать.
Литература:
1. Игнатий Брянчанинов, свт. Собрание сочинений. Том I. – М.: «Ковчег», 2006. – 672 с.
2. Игнатий Брянчанинов, свт. Собрание творений в семи томах. Том IV. Аскетическая проповедь. – М.: Благовест. 2013. – 488 с.
3. Творения святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского. Собрание писем. М.: Издательство Сретенского монастыря. 2003. – 784 с.