Найти в Дзене
History mag

По шпалам вдоль Байкала: поход по КБЖД

И вот расступаются горы,
Уходят гряда за грядой,
Зелёный глазок семафора —
Над синей Байкальской водой.

Швейцария? Франция? Итальянские Альпы? Нет, друзья, вы не угадали - это красоты нашего батюшки Байкала!

Мы отправились туда, чтобы своими глазами увидеть потрясающие виды озера и посмотреть на архитектурные сооружения Кругобайкальской железной дороги.

-2

Кругобайкальская железная дорога, она же КБЖД, была построена в 1899-1905 годах. Важнейшая часть Транссибирской магистрали, она соединяла части огромной империи.

Строители этой дороги из-за ландшафта столкнулись с множеством сложностей, им пришлось буквально вгрызаться в скалы, борясь со стихией, чтобы проложить этот путь
Строители этой дороги из-за ландшафта столкнулись с множеством сложностей, им пришлось буквально вгрызаться в скалы, борясь со стихией, чтобы проложить этот путь

В связи с постройкой Иркутской ГЭС в 1950 году часть Транссиба была разобрана и затоплена при наполнении водохранилища. В итоге сформировался современный, «тупиковый» маршрут КБЖД (Слюдянка-II — Байкал) и магистраль потеряла своё стратегическое значение, оставив лишь туристическое.

По КБЖД сейчас курсируют пару электричек и туристические поезда, но мы захотели пройти по этим шпалам самостоятельно, вдыхая этот кристально-чистый воздух и наслаждаясь пейзажем.
По КБЖД сейчас курсируют пару электричек и туристические поезда, но мы захотели пройти по этим шпалам самостоятельно, вдыхая этот кристально-чистый воздух и наслаждаясь пейзажем.

Свой небольшой поход мы начали в порту Байкал, доплыв до него от порта Рогатка в Листвянке на небольшом катере через исток Ангары.

По пути в порт Байкал на катере мы смогли увидеть легендарный Шаман-камень в истоке Ангары
По пути в порт Байкал на катере мы смогли увидеть легендарный Шаман-камень в истоке Ангары

В порту Байкал берет свое начало КБЖД. Раньше здесь шумела тайга, крутые скалы подходили к самому озеру - но силой инженерной мысли и трудами рабочих была построена эта дорога.

-6

Этот порт был крупнейшим транспортным хабом, сейчас же мы видим редкие полузаброшенные деревянные домики, среди которых выделяется старинное здание вокзала, построенное в начале XX века.

После реставрации тут разместился музей и гостиница
После реставрации тут разместился музей и гостиница

КБЖД - это памятник не только инженерного, но и архитектурного мастерства. Тоннели ,акведуки, виадуки - царское правительство наняло на строительство КБЖД лучших итальянских каменщиков. Тогда думали не только о практической составляющей дороги, но об эстетике и красоте, ведь строили на века.

-8

Мы шли по шпалам от порта Байкал, туда и обратно около 10 километров, и по пути нам встретились несколько каменных тоннелей, отводов для воды начала XX века. Пара милых пасущихся коровок дополнили пасторальную картину.

-9

Маяк в порту Байкал стал нашим конечным пунктом маршрута. Он освещал путь кораблям с 1900 года, сейчас же находится в заброшенном состоянии.

-10

Недалеко от маяка открываются такие потрясающие виды на озеро Байкал, исток реки Ангары, что захватывает дух. И чувствуешь внутренний трепет перед силой природы и бесконечную любовь к этим местам...

-11

Как вам наше байкальское приключение?

Фото июнь 2023 года