Найти тему
Катехизис и Катарсис

Китайские верблюды над Москвой

Конец XIX – начало XX века. В мире появляется всё больше новых технологий, которые с одной стороны очаровывают и восхищают, с другой – пугают и создают новые эсхатологические настроения. Да, да, если сейчас мы боимся, что нейросети заменят нас на работе, то и в прошлом столетии прогресс вызывал недоверие и страхи. Интересно рассмотреть, как эти настроения преобразовывались в утопических произведениях авторов.

Переживания о тяжестях и возможностях, которые принесет прогресс, обострились ввиду военных настроений в Европе накануне Первой Мировой войны. В 1908 году французский писатель П. Жиффар написал роман «Адская война».

В романе война вспыхивает в последний момент на прощальном ужине после мирной конференции в Гааге. Повод - лаконичный и смешной: немецкие и английские дипломаты не смогли договориться, представителям какой страны должны в первую очередь подносить десерт в виде щербета.

Английский король, испытав чувство национального унижения, потребовал извинений, в ответ на что Германия отправила дирижабли - бомбардировщики в сторону Англии. По пути к Туманному Альбиону дирижабли разбомбили и саму Гаагу. Скепсис автор по отношению к международным организациями на лицо. Кроме того, ирония по поводу того, из-за каких мелочей государствами может быть развязана война.

Война начинается как конфликт геополитических интересов: Англия, Франция и Япония с одной стороны и Германия и США с другой. Постепенно в военный конфликт втягиваются и другие страны, в связи с чем причины и мотивы войны перерастают в расистские.

Роман оканчивается тем, что китайская армия верхом на верблюдах, с установленными на них пулеметами захватывает Москву.

Почему китайская? Очевидно, что это месть «желтой расы» белой за подавление восстания боксеров.

Одна из иллюстраций к роману А. Жиффара
Одна из иллюстраций к роману А. Жиффара

Помимо антропологически интересных фактов развязывания и ведения новой мировой войны, интересны описания футуристических и невероятных военных машин и орудий, что выражает тревогу и страх перед милитаризацией науки и прогресса.

Кроме того, на первый план выходит демонстрация того, как националистические и расовые предрассудки облачаются в знамена государственного патриотизма.

Автор - Катерина Броцкая