Гражданская война в Финляндии закончилась победой «белых». В боевых действиях и жесточайшем терроре, который был в основном «белым», погиб 1% населения. Тем не менее Финляндия не скатилась в правую диктатуру, а стала функционирующей демократией с многопартийностью и президентской республикой. Бывших «красных» – социал-демократов – легализовали, и уже в конце 1920-х гг. Суоми какое-то время управляло левое правительство.
Однако общественный раскол никуда не делся. Бывшие «белые» и бывшие «красные» по-прежнему зачастую смотрели друг на друга как на заклятых врагов.
В годы Великой депрессии в Финляндии вновь подняли голову коммунисты. В ответ на севере страны, которая в годы Гражданской войны являлась базой «белых», возникло правое «Лапуаское движение», названное так в честь городка, где правые радикалы в ноябре 1929 г. побили левых. Своими врагами «лапуасцы» считали не только коммунистов, но и «легальных» социал-демократов, а также толерантных к ним либералов и центристов.
В течение 1930 г. «движение Лапуа» устраивало митинги и погромы, активисты громили редакции газет, нападали, избивали и убивали «непатриотичных» политиков. Особым «шиком» считалось похитить «красного», избить, а потом вывезти на финско-советскую границу – символически показать, куда тот должен валить.
Полиция не вмешивалась в самодеятельность самозваных «спасителей Родины». В июле 1930 г. всё высшее руководство Финляндии приветствовало «Крестьянский марш» в столице, на который съехались 12 тыс. «лапуасцев» со всей страны. «Патриоты» добились отставки центристского правительства, обвиняемого в «сговоре» с «красными. Под их давлением парламент принял закон «О защите республики», который облегчил запрет и преследование «антиконституционных партий». По стране прокатилась волна арестов левых политиков, подозреваемых в связях с запрещёнными коммунистами.
Консерватор Пер Эвинд Свинхувуд, который уже возглавлял «белое» правительство во время Гражданской войны, при поддержке «лапуасцев» сначала стал премьером, а затем и президентом Финляндии.
Однако вскоре часть элит осознала, что неконтролируемые вооружённые правые активисты представляют угрозу не только левым и либералам, но и им самим. Государство начало постепенно разворачиваться лицом к социал-демократам, которых продолжало прессовать «Лапуаское движение».
В конце февраля 1932 г. в городке Мянтсяля «лапуасцы» сорвали митинг социал-демократов, но на сторону последних встала полиция. Лидеры «патриотов» сочли это «изменой» и призвали сторонников съезжаться с оружием в Мянтсяля, чтобы устроить «марш на Хельсинки», свергнуть правоцентристское правительство и окончательно искоренить всех «марксистов».
В течение следующих нескольких дней финское военно-политическое руководство находилось на распутье. Часть элит была не прочь и в этот раз выполнить требования «лапуасцев», окончательно запретить все левые партии и перейти к военной диктатуре во главе с Маннергеймом.
Однако большая часть политического класса не желала сворачивать демократическую республику перед лицом шантажа правых радикалов. В их числе был и президент-консерватор Свинхувуд. 2 марта он выступил с радиообращением к нации, в котором призвал «лапуасцев» не провоцировать новую Гражданскую войну и разойтись по домам.
Обращение президента-консерватора удержало финских генералов от присоединения к мятежу. Массовой народной поддержки «лапуасцы» тоже не получили. После нескольких дней переговоров между правительственными делегатами и восставшими (все – участники прошлой Гражданской войны на стороне «белых») последние сложили оружие и разошлись по домам. Единственной жертвой путча стал один из офицеров восставших, который предпочёл застрелиться, а не сдаться.
«Лапуаское движение» было запрещено по тому самому закону «О защите республики», который оно лоббировало за два года до того. Рядовые участники мятежа получили амнистию, а лидеров приговорили к небольшим срокам от нескольких месяцев до пары лет. Вскоре все они вышли на свободу, продолжили политическую активность, но правых путчей в Финляндии больше не было.
Автор - Стальной шлем.