Найти в Дзене

Александр Македонский. Переход через Гедросию

Античные летописцы свидетельствуют о том, что при переходе Александра Македонского через знойную пустыню Гедросию царь потерял ¾ своей армии. При этом ни в одном архивном источнике не приводится точная численность воинов, которых при себе имел Александр в пустыне и не озвучивается количество его людских потерь. Но в различных публикациях современных авторов я нахожу цифровые данные о численности потерь македонян в Гедросии от 6 000 до 90 000 воинов. К примеру, один аналитик арифметически рассуждает так: «Уходя из Индии, войско Александра насчитывало 120 000 человек. В песках Гедросии, таким образом, осталось лежать 90 000 воинов». В книге Питера Грина «Александр Македонский» автор также совершенно безосновательно пишет: «Через два месяца после вступления в Макран изнеможенные люди достигли безопасного места. Там Александр подсчитал потери. Он вышел в поход с 85 000 человек, среди которых было много гражданских лиц. Из них осталось в живых не более 25 000, а гвардия гетайров сократилась с 1700 до 1000 человек. Лошади, мулы, запасы оборудования – все пропало».

Летописец Помпей Трог вообще не упоминает о людских потерях Александра в Гедросии: «Отсюда он намеревался совершить обратный поход по суше. Так как говорили, что в средней части пути его ожидают безводные пространства, он приказал вырыть в подходящих местах колодцы, которые оказались очень богаты пресной водой и возвратился в Вавилон». Курций Руф свидетельствует, что «Израсходовав свои запасы, македонцы начали терпеть нужду, а потом и голод и стали питаться кореньями пальм. За голодом последовали болезни, однако на дороге осталось не так много трупов, как полуживых людей. Александр отправил гонцов в Дрангиану, Парфию, Карманию и Арию с требованием прислать верблюдов, груженных провиантом для армии». По Плутарху: «Сам Александр, двинувшись сушей через землю оритов, оказался в чрезвычайно трудном положении и потерял множество людей, так что ему не удалось привести из Индии даже четверти своего войска, а в начале похода у него было 120 000 пехотинцев и 15 000 всадников. Лишь по прошествии шестидесяти дней Александру удалось выбраться из этой страны». По сведению Страбона: «Александр перемещал войска главным образом ночью, делая по 200, 300 и даже 600 стадий, двигаясь от источника к источнику». Учитывая наличие обоза, приведенные Страбоном внушительные расстояния ночных переходов армии в 38, 57 и 115 километров являются явно надуманными.

По свидетельству российских аналитиков потери Александра в пустыне Гедросии исчисляются десятками тысяч воинов, в то время как зарубежные ученые оценивают их гораздо более скромными цифрами, которые колеблются в пределах от 6000 до 12 000 человек. Александр знал, что пойдет через безлюдную местность, где ему некому будет оказывать сопротивление, и по этой причине не нуждался в крупных войсковых соединениях. Встречал я также и легкомысленное высказывание о том, что Александр сознательно повел македонян через Гедросию именно жарким летом, чтобы наказать строптивых воинов за поднятый мятеж на берегах Гифасиса и отказ следовать за царем на край Ойкумены. Данное утверждение говорит о полной неосведомленности автора климатическими особенностями Гедросии. Александр выбрал для своего перехода через пустыню наиболее благоприятный для этого период времени. Страбон подтверждает благоразумие Александра: «Возвращение войска из Индии произошло нарочно летом, так как в эту пору в Гедросии идут дожди и реки и водоемы наполняются водой. Напротив, зимой они иссякают».

А теперь рассмотрим ситуацию перехода Александра через Гедросию методом анализа имеющихся у нас в наличии данных летописных источников. Главная ошибка исследователей потерь македонян в пустыне Гедросия заключается в том, что на самом деле при возвращении в Персиду Александр имел при себе только не значительную часть войска. При уходе из Индии Александр разделил свою армию на четыре части и данные воинские контингенты шли различными маршрутами под руководством самого Александра, Неарха, Кратера и Леонната. Кратер по приказу Александра отправился в Персиду со среднего течения Инда еще в июне 325 года до новой эры, имея при себе примерно 40 000 тяжеловооруженных воинов, в том числе три фаланги и 75 боевых слонов. По пути следования он должен был подавить мятежи местных сатрапов. Согласно данным Арриана: «Кратера с отрядами Аталла, Мелеагра и Антигена (имеются в виду фаланги), с находящимися лучниками, «ДРУЗЬЯМИ» (здесь и далее выделено мною) и прочими македонцами, уже не годными для воинской службы, он послал через земли арахотов и зарангов в Карманию и поручил ему вести слонов». Отряд Леонната, численностью в 8000 воинов, был оставлен Александром на берегу океана с целью снабжения провиантом моряков флота Неарха. Леоннат благополучно вернулся в Персиду обычным материковым караванным и безопасным путем и без понесенных людских потерь. Арриан пишет: «В Орах Александр оставил телохранителя Леонната, дав ему всех агриан, лучников и всадников, КАКИЕ У НЕГО БЫЛИ, наемную эллинскую пехоту и КОННИЦУ. Сам Александр двинулся к гедросам дорогой, которая в основном пролегала по пустыне». Как мы видим, царь Македонии не взял с собой ни македонскую, ни греческую или персидскую конницу и поэтому абсолютно безосновательно утверждение отдельных исследователей о том, что значительная часть кавалерии Александра погибла в пустыне. Арриан конкретно пишет, что с Кратером шли «друзья», подразумевая гетайров. Поэтому утверждение Питера Грина о том, что в Гедросии полегло до 700 гетайров, неправомерно. Александр не мог взять с собой кавалерию, учитывая сложный песчаный рельеф местности и обезвоженность пустыни.

Рассмотрим численность людей, находящихся при флоте под командованием Неарха. По словам Птолемея, флот Александра на Инде насчитывал около 2000 кораблей. На все корабли не хватало ионийцев и левантийцев и Неарху пришлось вербовать индийцев в качестве гребцов. Тот же Неарх утверждает, что в данный момент у Александра была армия численностью в 120 000 воинов, поэтому царь не собирался отправлять на судах в Персиду все войско. После того, как лишние корабли были сожжены в устье Инда, на основании данных Неарха число флотилии уменьшилось до 800 судов. По мнению историка Ф. Шахермайра экипажи флота Неарха насчитывали не менее 20 000 человек. Историк Поль Флор так описывает переход армии Александра через пустыню Гедросию: «Основные силы армии (около 12 000) с царем во главе и сопровождающим их обозе сошли с традиционного караванного пути – чтобы приблизиться к берегу. Для того чтобы преодолеть700 километров, им потребовалось 60 дней. Половина людей умерла от жажды и изнеможения. Значительная часть обоза с женщинами, детьми, телегами была унесена потоком после прошедших в Макранских горах дождей. В декабре 325 года в столице Гедросии Пуре Александр дал оставшимся солдатам (6000 или 7000 человек) по меньшей мере, 15 дней, чтобы отдохнуть и обзавестись людьми. К этим воинам присоединились 8000 бойцов, которыми командовал Леоннат».

Дройзен справедливо пишет, что: «Дошедшие до нас предания не позволяют нам указать даже приблизительно, как велико было число войск, которое царь повел через Гедросию. Мы можем приблизительно определить величину флота в 100 кораблей, а их экипажи в 12 000 человек и 2000 матросов. Значительно больше должно быть войско, которое Кратер повел через Арахосию. По одному достоверному известию все войско царя, когда он находился в Согдианской Александрии, равнялось 120 000 человек. Если мы будем считать, что у индийского сатрапа и в новых основанных городах осталось около 30 000 человек, то с царем должно было идти от 30 000 до 10 000 воинов». Но Дройзен не принимает во внимание значительные людские потери македонян в Индии в результате многочисленных сражений и умерших от болезней в непривычном климате воинов. По моему мнению, из Индии в Персиду возвращалась армия в количестве примерно 70 000 человек, не считая гражданских лиц. Суммируя приблизительную численность всех четырех отрядов македонской армии, состоящей из 8000 воинов Леонната, 12 000 Неарха, 40 000 Кратера и 12 000 Александра, мы получаем вышеуказанные 72 000 человек.

Пустыня Гедросия сегодня именуется областью Макран и находится на юге Ирана и Пакистана. В настоящее время кладоискателями неоднократно организовывались экспедиции и производились безрезультатные попытки обнаружить следы пребывания армии Александра в Гедросии, учитывая тот факт, что маршрут ее следования приблизительно известен. Но, точно так же, как до сих пор ученые не могут обнаружить в песках Египта останки уничтоженной во время песчаной бури армии персидского монарха Камбиса, так за весь период поиска и в пустыне Макран не обнаружено человеческих останков или предметов драгоценной утвари интересующего нас периода времени. Писатель Эдисон Маршал в своей книге «Победитель» утверждает, что Александр в Гедросии приказал воинам избавиться от всего лишнего, в том числе и доспехов: «Александр отдал приказ оставить в песках все казначейские сундуки с монетами и золотыми художественными изделиями: кубками, чашами, ларцами для благовоний и духов, древними идолами – в целом весом в 500 000 талантов. За ними последовали сундуки с серебром. Большинство солдат бросили свои кожаные кошели с золотом. Персы и бактрийцы легче других отказались от своего добра, македонцы же – неохотнее всех». Учитывая, что персидский золотой талант приравнивался к 25 килограммам, по явно преувеличенному утверждению Маршала македоняне расстались в пустыне Гедросии примерно с 13 тоннами золота, не считая другой драгоценной утвари из серебра. По Страбону общая оценка добытых македонянами сокровищ в Персидском походе составила около 180 000 талантов серебром. Это примерно 4700 тонн серебра. Поэтому в случае обнаружения в пустыне Макран места избавления македонян от драгоценной добычи, поисковикам сказочно повезет в плане обогащения. Так утверждают археологи, хотя я думаю, что все оставленные по приказу Александра трофеи македонян в пустыне были аккуратно сложены в укромном месте и при возвращении в Персиду по приказу Александра изъяты специально посланным в Гедросию отрядом. Именно этим золотом и серебром царь Македонии впоследствии в Вавилоне гасил долги своим воинам (9870 талантов) и раздавал в Сузах щедрые подарки в виде золотых кубков на бракосочетании десяти тысяч македонян с персиянками, расходовал на организацию пышных похорон Гефестиона (10 000 талантов), тратил на строительство огромного флота и другие цели.

-2
-3
-4
-5