Помните, Борхес однажды начал свое знаменитое эссе: "Это он, Борхес, причастен к суетной жизни." В этом есть тонкая подсказка читателю: ищите человека, суетную жизнь преодолевшего, сумевшего разбить оковы быта, но и добровольно провести на себе чудовищный эксперимент, отказавшись от плодов цивилизации.
Передо мной книга-жизнеописание Изабеллы Эбергардт, российской подданной, родившейся в 1877 году в Швейцарии, и погибшей при странных обстоятельствах в 1904 году в Африке. Книга писателя и журналиста Натальи Бегловой издана «Молодой гвардией», в серии ЖЗЛ.
Любовь автора к написанию детективов определенно помогла в выборе языка изложения, – где на палитре разные краски. А персонаж заслуживает разных красок. Хорошо, что это сделано не Акуниным, который брался за тему. Иначе здесь блуждали бы тени его фандоринских небылиц. Тем не менее, жизнь Изабеллы, в двадцатилетнем возрасте предпринявшей путешествие в Африку в одиночку стоит тщательного анализа, – ее история с самого детства изобилует мистификациями.
Приведем установленные факты, наряду с выписками из ее путевых заметок
1.Странный брак, в котором родилась Изабелла.
Мать Изабеллы, Наталья Эбергардт, в 1858 году вышла замуж за генерала Павла Мёрдера. Ей было 20 лет, а ему - 61, он участвовал в войне 1812 года. Супруги произвели на свет пятерых детей.
2. Странный выбор домашнего учителя.
Самый эффектный комментарий о семье Изабеллы, написала читательница Лариса: "Такая странная неуёмная семейка...Будто небеса их поставили на выбраковку". Судите сами, пожилой супруг согласен, что в доме будет жить высокий красавец и вольнодумец Александр Трофимовский, с которым Наталья Эбергардт крутит роман при живом муже и сбегает во Францию, прихватив часть детей. Далее начнутся битвы между детьми за наследство, с привлечением юристов, дипломатов, суицидами, подлогами, клеветой и ложью, как в хорошем триллере. Из того, что при жизни собирались отдать Изабелле мать и Трофимовский ей достанется мизер.
3. Изабелла возьмет девичью фамилию матери и с 18 лет она носит мужской матросский костюм, ходит в нем по улицам, пишет письма от имени мужчины, влюбляет в себя тех кавалеров разного пошиба, арабов и европейцев, которые выяснили: что она женщина, – они богаты , готовы предложить ей руку и сердце, но никому она не дает согласия, хотя нуждается.
Эта странность в одежде будет проявляться у нее всю жизнь. В Магрибе она в мужском платье (бурнус, тюрбан) под именем Си Махмуд Саади (саади по-арабски – «счастливый»). Да еще с бритой головой. В ее записях я найду одно объяснение. «Женщины не могут понять меня; они считают меня странным существом. ...Им нравится бесконечная комедия на один и тот же сюжет, которую они играют каждый день. Они не допускают при этом даже перемены костюма». Смена костюма связана со сменой сюжета - Изабелла, как неутомимый увлеченный писатель, делила свою жизнь на сюжеты.
4. Странные отношения с одним из братьев Августином. Если судить по письмам - они похожи на любовников, а не на родственников. И далее Изабелла всю жизнь переживает их разлуку, и пытается восстановить эти отношения, даже когда брат будет женат. Она будто предвидела, что в браке он будет несчастен.
5. Странный переезд в Африку ее матери, чей прах упокоен в итоге на африканской земле, хотя она могла бы указать в Завещании Европу. Изабелла будет посещать ночью могилу матери, возможно из-за дневной жары.
6. Странное путешествие девушки в одиночку, верхом на лошади, по Магрибу (так называли северные части Алжира, Туниса и Марокко) . Понятно, почему в мужском платье, – так безопаснее, – она выдает себя за мужчину-араба и никто ее не разоблачает. Она не принимает ценности европейского общества – ее тянет в пустыню. Она пустынница. Но еще и «я - оригиналка и мечтательница», "...я кочевница..., нет семьи и нет близких, я навсегда одна... я продолжу свой путь по жизни до тех пор, пока не придет час великого вечного могильного сна..." Ее многократно будут высылаюсь из Алжира, как нарушительницу устоев.
7. Страсть к домашней учебе. Она -полиглот. Неужели она знала о том, что ей уготована судьба путешественницы еще в детстве, когда выучила три европейских языка и два древних, а позже - два восточных: турецкий и, в совершенстве, арабский?
8. Страсть к изнуряющим маршрутам по пустыне. Невыносимые условия: жара, неудобства, жажда, голод, долгие сутки с проводником в пустыне, лихорадка, сон на земле под открытым небом – ее постоянные спутники: и она не свернула с пути. Она даже не особенно готовилась к очередному переходу. Шла со случайным караваном или в одиночку с проводником. Почему? "Путешествовать верхом – это значит не думать, а видеть следование одного предмета за другим и находить смысл своей жизни в измерении пространства". Далее Эбергардт напишет, что простота картин природы освобождает человека от внутренних, как она называет "складок".
9. Она будет влюбляться в самых разных путешественников, попадавшихся ей на пути. В алжирца Куджу бен Абдаллу (которого назовет «самцом», «деспотичным и жестоким», «опасным соблазнителем») и в образованного, состоятельного тунисца Али-Абдула Ваххаба. С первым страсть, второму достаются откровения Изабеллы об этой страсти. Но в записках пишет "я всегда одна" , – она по сути пишет об аскетизме.
Как соединила она в себе страсть к мужчинам и страсть к пустыне?
Знала, красивые и страстные долго не живут. Блогеры сокрушаются: "Симпатичная девушка Изабелла провела на этом свете лишь 27 лет" - надо понимать так: "Для несимпатичной девушки 27 лет жизни хватит с головой". Ну-ну.
10. Изабелла в своих записках всегда будет строить этот рубикон между европейским образом жизни и образом жизни кочевников. Ну а что делать если общество безмерного потребления, которое высмеивал еще Петроний в 1 веке н.э. в "Сатириконе" живет и здравствует поныне?
11. Когда в начале 1901 года на нее будет совершено покушение (есть разные версии: от подозрения в любовных связях с шейхом до шпионажа), она все равно не уедет в Европу, – наоборот, на суде агрессора приговорят к пожизненному заключению, но она напишет прошение о его помиловании. Нападавший араб вместо "пожизненного" получит временный срок тюрьмы/
12. Перед нами тонкий чувствующий романтичный писатель. Она селится возле борделей и других злачных мест, но ради познания, ради защиты угнетенных писательским пером. Каждое слово продумано, как у Флобера, и внесено в блокнот на одном из привалов, как у Пржевальского. Очерки, повести, рассказы, заметки, дневники, романы… Многое не дописано. Но и Кафка не дописывал.
13. Страсть к тяжелейшим испытаниям, которые она должна выдержать. На своем арабском скакуне вечером она уносилась в пустыню и скакала по пескам, «белоснежным, почти прозрачным под светом луны», всю ночь напролет, до изнеможения. «… Страдание для меня - как приправа, без которой жизнь пресна!» Но судьба посмеется над ней, когда заставит работать грузчиком в порту, отдаваться незнакомым мужчинам, терпеть пьянства мужа и нищету.
14. Замуж она все таки выйдет: но сначала с обладателем больших печальных черных глаз Слиманом Энни, они будут ночевать в городском саду «города тысячи куполов» Эль-Уэда, завернувшись в бурнусы, под пальмами, «на подушках из песка». Романтично.
15. Последнюю легенду этой истории создаст ее муж. Увы! Печальную!
1 октября 1904 года в городке Айн-Сефра Изабелла с мужем после разлуки сядут на балкон пить кофе, услышат крики перепуганных людей «Река! Река!» Но не поверят в потоп, в то, что воды реки вышли из русла, или поверят, но представят себя Ноем и его женой.
Хрупкий домик Изабеллы был сметен, ведь она всю жизнь строила домики лишь в своих записях. Легенда мужа: жена делала плот своему Ною, но ее унес бурный поток. Правда жизни: на четвертый день нашли тело Изабеллы, оно было придавлено балкой дома…, муж ее спасся.
Приведем цитаты из ее записей
"Когда я спала под открытым небом прекрасного Южного Орана, небом, полным мистической глубины: я чувствовала: как в меня проникала энергия земли".
"Да, я люблю мою Сахару: любовью странной, таинственной, глубокой, необъяснимой..."
"Эта созерцательная жизнь в пустыне приносит такое счастливое избавление от меня самой".
Она писала так, что за словами улавливаешь ее мысли, чувствуешь ее дыхание, ее интонации...
Приведем некоторые мысли по поводу...
Изабелла избавлялась от себя самой, вся ее воля была направлена на то, чтобы подарить свою правду, свое миросозерцание, свой поиск будущим поколениям.
Чтобы понять себя – уехать в пустыню и сменить религию. Чтобы понять Бога, – ехать без воды и еды, в надежде на случай. Чтобы понять людей – любить их. Чтобы найти свое творчество, – потерять часть дневников.
Философ-экстремал, - сказали бы о ней сегодня, – ее жизнь, жизнь писателя, безусловно крупное, необычное явление в культурной жизни Европы и Африки, причем, совершенно не изученное.