Добежала я до подвесного мостика через нашу речку, и силы мои закончились. Остановилась, повисла на деревянном столбике. Столб был старый, посеревший от времени. Перевела дух, окинула взглядом мостик и вздохнула. Мостик от ветерка слегка покачивался. С дедушками идти по мосту всегда было легко. А сейчас чувствую и хрюкнуть не успею как в воду упаду. Дедушке Ване наша речка по шею, а мне глубины хватит чтобы стать русалкой. Оглянулась назад, на деревню. И в голове возник любопытный вопрос. И зачем я всю дорогу бежала? За мной же никто не гнался. Ну, и ладно. Отдохну и дальше пойду.
Под мостом наши деревенские ребята Юрка с Пашкой курили вонючие коричневые сигареты. Попросить у них помощь? Нет, думаю не стоит. Нашли где прятаться от взрослых. Их же тут любой дурак увидит и унюхает, и мамам расскажет. Я, конечно, не ябеда, но родителям бы про ребят рассказала. Жаль вернусь я в свою деревню не скоро, а может быть и никогда. Эх, я бы их курить отучила. Знаю один способ. Подслушала как соседка баба Маня учила свою подругу. Так что живите парни спокойно, но не долго. Никотин вреден для взрослых, а уж про детей и говорить не стоит. Хотя я в детстве, лет в шесть, такой же любопытной дурочкой была.
Как то мы с подружкой Надей, с соседней улицы, украли у её дедушки пачку сигарет и огромный коробок каминных спичек. Деда у неё не курит, он табаком смородину обсыпает, чтобы её тля не ела. Запахом гадким отпугивает насекомых. Так вот... Пошли мы с ней курить под яблоню в саду. Яблоня была стелющийся, развесистой. Прятаться под ней хорошо. Но так как не знали, что надо дым втягивать в себя, то у нас эти сигареты даже не зажглись. Сложили мы их в кучку и подожгли, все равно не горят. Бросили сигареты в мусорную яму и закидали их травкой, чтобы дедушка Надин не увидел результаты нашего эксперимента. И пошли две кулёмы в деревянную беседку между половицами втыкать спички по периметру строения. Затем стали их по очереди поджигать. Зажгли первую спичку, потом вторую и смотрели, как они все по очереди сгорают. Как при этом беседка не сгорела, не знаю. Но ушами красными мы долго сверкали. Желающих их надрать в тот день было много, особенно дедушек.
Вздохнув, осторожно перешла по колыхающемуся мосту на другой берег и побрела в лес. Когда-то на краю леса росли могучие дубы. Летом под ними было приятно на травке повалятся в тени. Но прошлой зимой, когда в лес только охотники ходят, кто-то спилил деревья и увёз в неизвестном направлении. Остались только пять больших пеньков. Бабушкам стало хорошо. Они на этих пнях отдыхают перед тем как перейти мост, возвращаясь из леса с урожаем грибов и ягод. Проводят ревизию корзинок у молодёжи, сравнивают кто больше нарвал ягод и какая из девчонок, которая с ними ходила, головастая и рукастая хозяйка. Снох себе в дом присматривают.
За этими пнями уже начинается настоящая тайга со своими приключениями и опасностями. Зимой в нашем лесу бывает теплее чем в деревне, потому что там нет ветра. Он вверху, в ветках огромных сосен и берёз запутывается. Диким животным из-за отсутствия сильного ветра легче переносить суровые сибирские зимы. А когда лето в лесу урожайное, то звери лесные ещё и не голодают.
В лесу у нас много кто живёт. Медведей и волков я не боюсь. Сейчас лето, все звери сытые. Правда есть другая проблема, в мае - июле у медведей начинаются брачные игры. А на дворе конец июня, хотелось бы с косолапыми в этот период не встречаться. Но лучше Топтыгины, чем вернуться домой. Страшно домой возвращаться, аж жуть до косточек пробирает. Пусть уж лучше медведи или волки меня съедят. Да, хочу предупредить, в тайге медведя нельзя называть медведем, а то обязательно с ним встретишься. В лесу надо говорить - Топтыгин, кололапый, Михайло Потапыч, а медведиц надо звать мамами, матуками или Настасьей Петровной, а медвежат Мишками и Мишутками. Так мне говорили дедушкины друзья - охотники. А вы знаете, что Топтыга один из немногих животных кто видит мир в цвете, как мы с вами? Хотя и подслеповат немного. За то слух у него отменный.
Эх! Вы ждёте и, наверно, спросить у меня хотите. Чего же я такого натворила, что, нарушив своё слово, подалась в бега? Если честно, сама не знаю как ножницы сегодня прыгнули мне в руки. Ножницы прыгнули, ручки ожили, и я стала стилистом. И подстригла я только вчера купленную бабушкину норковую шапку. За этим занятием на крыльце дома меня дедушка и застал. Это шапка была его подарком бабуле на день рождения. Честно скажу. Почему я так сделала, не знаю. Оно как-то само получилось. Стою на крылечке, слегка пушок обрежу и смотрю. Как ветер его подхватит, закружит и понесёт под облака. А пух в солнечный лучах вспыхивает маленькими звёздочками...
До меня только сейчас стал доходить весь ужас моего поступка. Прав деда, драть меня надо, как Сидорову козу. Вот только я боли боюсь. Пусть уж меня волки сразу съедят и всё, чем от хворостины мучатся. Дядя Серёжа, папа моего троюродного брата, что на Урале живёт, поймал как-то за курением своего сына, да так его хворостиной отстегал, что шрамы на всю жизнь остались. Братику Толику сейчас ого-го сколько лет, он сам папа. Так вот, с той поры он больше никогда не курил. А меня только один раз раз в жизни били, баба Клава умудрилась. Но тогда за меня деда Гоша заступился, и мне пришлось дедушке новую жену, а мне хорошую бабушку искать. Я не уверена, что сейчас у меня будет защитник. Я же правда сильно виновата...
В лесу хорошо, сразу ощущается прохлада и свежесть. Приятно вдыхать воздух наполненный ароматов цветущих трав. Особенно вкусен сосновый запах смолы. Лес наполнен своей беспокойной жизнью, то кукушка подаст свой голос, то дятел барабанной дробью оповестит всю округу о том, что он занят. Было бы очень здорово набрести на земляничную полянку, хоть зелёных ягод немного собрать, обеда-то мне сегодня не видать. А дома бабушка с утра вареники с творогом лепила. Ничего, у меня в лесу меню тоже разнообразным будет. Главное найти дикий лук, щавель, землянику и на десерт будет муравьиная кисленькая палочка, вместо чупа-чупса.
Жаль спичек у меня с собой нет, только тупой ножичек из расплющенного гвоздя на железнодорожных рельсах. Он у меня прошлогодний. Нас, когда поймали с расплюснутыми гвоздями, оставили без сладостей на неделю и ругали чуть ли не целый месяц. Объясняли, что из-за нас могла случиться авария. Так было стыдно перед всеми. У Колюни-то нож сразу изъяли, он его в карман спрятал. А я хитрей была, в пыль свой уронила и ещё на него наступила, так и сохранила ножик. Чтобы Колюня мне не завидовал и мог похвастаться перед мальчиками, я часто отдаю свой нож на хранение другу. Сегодня мне повезло, ножик со мной. В тайге он мне точно пригодиться.
Иду по кромке леса, держу в поле зрения речку, а то говорят человек без воды может быстрее погибнуть, чем без еды. Надо мне где-то хорошее место найти для ночлега. Вот бы большое дупло попалось. В нём хотя бы можно от дождя и от волков спрятаться. Что-то я немного устала.
Сначала сидя, а теперь и стоя в тени огромной ели, я пыталась сгрести в кучу остатки своей храбрости. Ладошки вспотели, захотелось кушать. Я всегда, когда нервничаю, есть хочу. И лучше всего скушать большой кусок варёного мяса или хотя бы пельмешков целый килограмм. Рот наполнился слюной. Я не сразу заметила это, думала о варёном кусочке мяса из супа, о дедушке с бабушкой, а надо было о лесе думать, о своей безопасности.
А вся проблема была в Топтыгине. Косолапые сами по себе ленивые и не будут ходить по бездорожью, если есть дорога. А я шла по лесной дорожке, устала, присела отдохнуть, а зря. Я знаю, что человек не входит в пищевую цепочку косолапых, и потому Михайло не сидит в тайге под кустом или за кустом и специально не ждет человека. Он просто свои владения, границы участка, помечает своим запахом, которые никому нарушать нельзя. Как помечает? Становится на задние лапы спиной к дереву и трется спиной и боками о ствол, при этом на коре остаются его шерстинки и запах. Такие деревья называют медвежье дерево. И Вы представьте, я как раз присела отдохнуть под таким деревом.
Вот же угораздило меня под высоченную ель присесть. Эх, деда Ваня мне ещё и за невнимательность в тайге уши надрал бы. Я метки косолапого не сразу разглядела. А Топтыгин ель то закусил. Потапыч для этого поднимается на задние лапы перед деревом, и клыком вырывает щепу, закусывает. Закусы встречаются на высоте полтора и больше метров. Я поэтому и не сразу разглядела закус, потому что я до полутора метров ростом немного не дотягиваю. А еще выше на стволе медведь оставляет задиры – это следы когтей. Свои метки на обитаемой территории косолапик обновляет постоянно, давая знак другим топтыгиным о том, что место занято. А сейчас у самцов - Потапычей свадебный гон, а я влезла на охраняемую территорию. В это время Михайлы становятся молчаливыми, злыми и хитрыми. Схватки соперников за самку у них бывают очень жестокими и, случается, что заканчиваются смертью одного из самцов. "Господи!" - Произнесла я тихонько в слух: -"Куда мне бежать?" Надо возвращаться к мосту. И тут случилось три вещи сразу. Кто бы в мою удачу влипать в неприятности сомневался, только не я.
Я подняла взгляд к небу, когда обратилась к Богу, и увидела Мишутку лежащего на ветке соседнего дерева с елью. Минька спал. Только не это! Если это Мишка - приставун, мне точно не выжить сейчас в лесу. А загнал его наверх точно мамкин жених Михайло Потапыч. Медвежонка взрослый косолапый воспринимает, как соперника за внимание самки и в ярости может его убить. И вот тогда-то Мишутки спасаются бегством, буквально убегают врассыпную, прячутся. Надо отсюда срочно бежать. Мишки любят играть, и у них нет страха перед человеком и именно эта привычка играть может стать причиной моих неприятностей. Мишутка сам по себе мало опасен – ум и возраст малый, рост как большая собака. Его, если что, и испугать, и отшлепать можно. Но Минька в лесу без матери не ходит, а у той – инстинкт защиты детей развит сильно, и она порвет любого, кто хоть на капельку станет угрозой ее малышу. И пусть она сейчас занята ухаживанием косолапого, но писк боли или опасности своего Мишутки, она услышит хоть откуда.
Поэтому запоминайте, если в лесу или на кукурузном, или овсяном поле вы увидели Мишутку, вам нужно срочно, сразу же уносить ноги как можно быстрее. Не бегите, потому что он побежит следом, а пятитесь до тех пор, пока расстояние станет безопасным и Мишаня потеряет к вам интерес. Если прилипнет, не отталкивать, потому что он может недовольно запищать. Чтобы от него отделаться, нужно, осматриваясь по сторонам, найти место, где он не сможет пройти, пролезть. Например, большое бревно и уходить туда, лишь бы поскорее отлип. К медвежонку не стоит приближаться ни при каких обстоятельствах, нельзя подманивать и кормить. Мама придёт и вам будет очень плохо.
Так вот. Кроме того, что я увидела Мишутку - это раз, вдали раздался рёв медведей - это два. И одновременно с рёвом совсем рядом со мной, буквально в пяти метрах от меня сначала услышала стон - это три, а потом.... В кустах дикой малины раздался женский, слабый старческий голос, который напугал меня до икоты:
-Веточка, деточка, помоги. Мне тебя сам Бог послал.
Я аж подпрыгнула от неожиданности на месте. Толпы мурашек добавились к моим ледяным ладошкам. Кто это меня сквозь густую листву разглядел?
-Вы кто?
-Да, я это. Баба Рая.
Я поёжилась, собралась в кучку, стряхнула с себя страх, и решительно потопала к зарослям малины. Начинаю осторожно раздвигать колючие веточки, и тут пожалела, что у меня нет перчаток и платье без рукавов. За кустами, на голой земле действительно лежала бабушка Рая. Юбка грязная, беленький платочек на бок сбился, а левая нога у щиколотки сильно распухла. Лицо и руки тоже припухшие от укусов насекомых. Рядом валяется старая, пустая корзинка. Бабушка вся такая замученная, глаза подслеповато щурятся, а по щекам бегут маленькие слёзки. Мне так стало её жалко, что я заплакала. Бабушка Рая у нас в деревне очень одинокая старушка. Ни семьи, ни родственников у неё нет.
С соседями она только в магазине здоровается, на этом её общение с людьми заканчивается. Вообщем бабушка ни с кем не дружит. Раз в году в конце лета она всех местных ребятишек одаривала шоколадными конфетами. Бабушка говорит, что она так своих родных поминает. Я, если честно, не совсем понимаю этот обычай и поведение самой бабушки Раи. Но моя бабушка Нюся сказала, чтобы я не умничала, а когда подрасту, всё пойму. И если мы с ребятами можем бабе Рае чем-то помочь, помогите, не ждите, чтобы она вас об этом попросила. Мы и помогали. Правда тайно. То грядки ей прополем, то воды в бочки из колодца накачаем, когда она из дома куда-нибудь уйдёт. Колотые дрова в поленницу складывали. И козу её, Белочку, всегда вечером из стада домой пригоним.
-Бабушка, как же вы так? И давно вы тут лежите? Где у вас болит? А почему по телефону не позвали на помощь?
-Телефона у меня нет и никогда не было. Звонить не кому. Два дня я уже тут. На ногу ступить не могу. Ползти сил нет. У тебя случайно водички нет?Жалко. Беда у меня, Веточка, случилась. Шла, нога подвернулась, а я ещё на излом всем своим весом наступила. Сходи, деточка, в деревню. Позови кого-нибудь из взрослых.
-Бабушка, нельзя тебя здесь оставлять. Мишутка рядом. Мама его придёт, задерёт вас.
-Так за два дня со мной же ничего не случилось.
-Бабушка, косолапые ревут. Уходить нам надо. И хорошо, что малина не поспела.
Вдали снова повторился рёв нескольких косолапых. Бабушка с моей помощью встала на одну ногу. И всё. Идти она не может, даже, если я ей длинную палку для опоры найду. Что же делать? Придумала!
-Бабушка, забирайтесь ко мне на спину, обхвати меня за шею, я вас понесу. Как хорошо, что вы тоненькая, как берёзка. Были бы вы были бабой Маней, пришлось бы вас, как колобка по дорожке катить.
-Деточка, я тяжёлая.
-Бабушка, вы только не обижайтесь, но вы такая сухенькая, что я вас в раз до дому домчу. Колюня в сто раз тяжелее вас. Цепляйтесь, надо уходить пока не поздно.
Я повернулась к бабулечке спиной. Она обхватила меня руками за шею. Я согнулась почти в букву "Г", бабушкины ноги оторвались от земли, и мы пошли. Я пошла, придерживая старушку за ноги. Первые десять шагов были бодрыми. Дальше мне стало тяжело. Ещё шагов пять и мне на шею стали капать молчаливые бабушкины слёзки. Открылось второе дыхание. Мы ещё прошли немного.
-Бабушка, давай мы немного с тобой постоим и опять пойдём.
-Внученька, оставь меня тут вот под этой ёлкой. Беги в деревню за подмогой.
-Нельзя, бабушка, косолапые рядом. А мы на их территории. Надо уходить как можно быстрее. Всё! Держитесь. Поехали.
После моей пятой остановки, нести бабушку я больше не могла. Мы сидели с бабушкой прямо на тропинке и плакали. А она ещё меня гладила по голове. И тут я придумала.
-Бабушка, а у вас юбка на резинке?
-Да.
-А давайте её разрежем. Сделаем волокушу и я её к палке привяжу.
Бабушка согласилась. Юбку через голову сняли, бабушка осталась в тёплых гамашах. Ножиком я разрезала юбку по шву. Один край подогнула, прорезала в нём две дырки для ног. К другому концу юбки привязала небольшую палку. Юбку одели, вернее ноги бабушкины засунули в дырки, бабушка легла на распущенную юбку спиной. Я ухватилась за палку и потащила бабулю не по тропинке, а по траве. Мы быстро стали удаляться от косолаповых угодий. Бабушке было больно так ехать. Беспокоила раненая нога, да и она чувствовала любой камешек, каждую прошлогоднею шишку всем своим организмом. Не везде наш путь был ровным, встречались и ямки. Бабушка терпела боль, а я старалась реже отдыхать. Вот уже и дубовые пеньки. Мы обе с бабушкой Раей облегчённо вздохнули.
-Ты, внученька, теперь меня тут оставь. А сама ступай в деревню. Я тебя тут подожду. Куда пошла? Отдохни сначала.
-Я не устала, бабушка. Я скоро.
Дорогу к своему дому я помню плохо. Очень устала. Хотелось прилечь хотя бы не надолго. Возле моего дома шумел народ. Бабушка Нюся ругала дедушку Ваню. Кто-то закричал: - "Смотрите! Анчутка!" Ко мне подбежали мои друзья Колюня с Бориской, я только и успела им сказать:
-Там у подвесного моста раненая бабушка Рая...
И сразу уснула. Сколько спала не знаю. Проснулась в больнице. Вернее в нашем ФАПе. Рядом со мной на стульчике сидела моя бабушка, а на соседней койке лежала и тихонько шептала молитвы бабушка Рая. Из под её одеяла торчала нога в гипсе. Что рассказывать? Все обрадовались, что я проснулась. Друзья мои попытались влезть ко мне в открытое окно палаты. Моя ба им не позволила. Встать мне тоже не разрешила, только целовала мне мои ободранные ручки и хлюпала носом. За ней и баба Рая захлюпала. Пришла фельдшер тётя Наташа, выпроводила из палаты мою бабушку. Сказала завтра за внучкой придёте, а теперь больные будут кушать.
Бабушка ушла. Мы втроём, я, доктор и бабушка Рая, отведали в суповых кружках куриный бульон с горячими бутербродами- батон, колбаска, сыр. Очень вкусно. Тётя Наташа сама бутерброды в микроволновке готовила. А бульон мой дедушка приносил. Как только доктор вышла из палаты, в окне появился мой дедушка Ваня. Мы молча уставились друг на друга, а потом я сказала:
-Дедушка, прости меня пожалуйста. Я больше не буду.
Деда отшутился.
-А больше и не надо... Внученька, ты тоже извини меня старого. Я никогда тебя не обижу, ты же знаешь?
-Знаю, дедушка. Но в этот раз я поверила, что ты меня накажешь. Я правда была не права.
-Давай всё забудем. А бабушке новый подарок, ещё лучше купим. Согласна?
Мы снова с дедушкой стали друзьями. А бабушка Рая с той поры прикипела ко мне душой. Да и вообще изменилась. Стала с другими бабушками вечерами сидеть лавочке, чаще улыбаться и закармливать меня и друзей моих конфетами, ирисками. Всё хорошо. Теперь я опять гуляю только под окнами своего дома. А жаль, столько всего интересного не вижу. И да, всем пока. До новых встреч!
Начало...
Понравился рассказ?
Ставьте Лайк, делитесь рассказом в социальных сетях.
Буду рада узнать ваше мнение о моих рассказах.
Не забывайте подписываться на мой канал: Вета Драган
Приобрести мои книги про Веточку можно по ссылке: https://boosty.to/veta_draga
Для бизнеса.... Если скажите, что от меня, то будет вам приятный бонус... BIG CONTEXT - разработка сайтов | реклама.... жми здесь...