Лето - пора отпусков. Солнце, море, пляж, коктейли… пусть останутся для конкурентов. Мы же хотим зарабатывать, верно? В этой статье мы рассмотрим методы управления сезонным спросом и прогнозирования.
Часто ли тендеры подвержены сезонности?
Не секрет, что госзакупки привязаны к конкретным срокам. Планы закупок есть в открытом доступе, и для каждой из них отведен свой срок. Нередко такие сроки заранее планируются или даже сдвигаются исходя из отпусков ответственных сотрудников - первый фактор сезонности.
Не стоит забывать о климатическом многообразии нашей страны и абсолютно разных условий функционирования ее предприятий. Проще говоря, никто не будет обслуживать или закупать технику для уборки снега в разгар зимы. Такие закупки явно регулярные и также подвержены сезонности. География и климат - второй фактор.
Своеобразным фактором сезонности можно назвать и знаменитый бум госзакупок, который происходит в России каждый декабрь. Получая финансирование на год, Заказчик зачастую не успевает потратить всю сумму за 11 месяцев года и в декабре начинает судорожно объявлять тендеры, чтобы не отчитываться за неосвоенные денежные средства перед государственными органами и не получать в результате сокращение финансирования на будущий год.
Чем выгодно для участника торгов учитывание фактора сезонности?
Любой бизнес так или иначе можно подвести под сезонность и выявить определенную динамику спроса на ваш продукт. При этом важно понимать, являются ли данные факторы абсолютно случайными или существует какая-либо зависимость от внешних факторов. Это необходимо, в первую очередь, для полноценного управления спросом на товар и его составляющими - политикой ценообразования, товарными остатками и так далее. Всегда хорошо быть готовым к резкому повышению спроса и обладать нужным количеством товара на складе. И наоборот, закупить товар под Заказчика и положить его мертвым грузом на хранение - очевидно бессмысленная трата денег и ресурсов.
Зная рыночную ситуацию наперед, можно опережать своих конкурентов на шаг. Закупать товар по минимальной цене, грамотно планировать логистику, не участвовать в мелких тендерах в пользу крупных - все это возможно, если учитывать сезонность и общий спрос, исходя из нее.
Как анализировать и прогнозировать?
Для аналитики сезонности нам поможет раздел аналитики “Динамика торгов”. Его данные основываются на уже разыгранных тендерах и выводят любопытные и полезные цифры.
При этом динамику можно вывести как во временном, так и в денежном выражении. Это поможет построить картину спроса определенного Заказчика - когда он тратит наибольшее количество денежных средств и когда объявляет наибольшее число тендеров.
На основании аналитических данных и их цикличности можно спрогнозировать спрос по конкретному Заказчику. В совокупности с данными из Плана-графика, конкурентами и их ценами это даст наиболее полную картину по потенциальному тендеру - когда он будет разыгран, кто будет в нем участвовать, с каким предложением.
Заключение.
Сезонность - лишь один из множества факторов, которые следует учитывать в тендерных продажах. Но при этом этот фактор часто игнорируется - стоит это учитывать и рассматривать как дополнительное преимущество над конкурентами. Зная то, чего не знают они - вы всегда будет чуть ближе к победе и полностью готовы к любому развитию событий.