Министр просвещения Сергей Кравцов заявил:
"Сейчас в системе среднего профобразования готовят будущих педагогов, которым предстоит работать в детских садах и в начальной школе. В настоящее время готовится проект ФГОС среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы."
Что это значит? Это значит, что теперь учителям, работающим в 5–9-х классах для работы в школе не нужно совсем высшее образование, достаточно колледжа.
Как, без апробации, просто так ввести, даже не в пилотном режиме, а повсеместно, эту инициативу? Похоже на попытку избавиться от дефицита кадров учителей.
Проблемы с кадрами в школах есть
Учителей с большим стажем, по факту это пенсионеров, в школах большинство. Долго работать они уже не смогут и им нужна замена. А замены нет, так как нет кадров. Молодёжь не хочет идти в школы по ряду причин, самая главная из которых - маленькая оплата труда.
Эти причины надо устранять, привлекать молодёжь в школу, а не придумывать инициативы, которые будут неэффективны. Этот вариант можно рассматривать, как временную форму. Например, если учитель заболел или взял отпуск, или уехал на сессию, пусть его подменят "учителя после колледжа". Но ставить учителем в среднее звено на постоянку человека, не имеющего высшего образования, нельзя.
Ну как это можно себе представить?
В школу придут люди, которые не смогут увлечь школьников своим предметом. А там дети не такие уж глупые, могут задать вопросы по теме урока, на которые данный специалист не сможет ответить. Что произойдёт? Куда опустится его авторитет? Как он потом работать будет? Учитель должен знать по своему предмету всё и даже более того, его знания не должны быть поверхностными. Кроме этого, знания по психологии, педагогике, физиологии, методике тоже не будут лишними.
Мы столько лет стремились к тому, чтобы все учителя в школе имели высшее образование и сейчас можем отказаться от этого.
Когда я пришла в школу, у нас возрастные учителя начальных классов работали после окончания педагогических классов и училищ. Молодое поколение уже все были с высшим образованием. Приходили в школу учителя после училищ и все потом заочно получили высшее образование.
Так это учителя начальных классов. Предметники же все в нашей школе с высшим образованием. А теперь появятся недоучившиеся до конца учителя, если вообще появятся. Ведь вопросы о повышении зарплаты и престижа так остаются нерешёнными.
Поэтому предполагаю, что даже если брать всех желающих после колледжей в школу, количество учителей не возрастёт. Это при условии, что пенсионеры всё ещё будут оставаться в строю. А значит эта инициатива приведёт только к несбывшимся надеждам и потерей времени.
Профессия учитель и без того стала непрестижной в последнее время, а если понизят планку, то в школу придут вообще случайные люди, у которых нет желания развиваться и работать с детьми.
- А вы как считаете, нужна эта инициатива?