Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Что это было?» пытается понять, что же произошло в России на выходных. Без особого, впрочем, успеха. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Авторы: Силке Бигалке, Соня Цекри. Цифровой сторителлинг: Йозеф Вирнсхофер. Итоговая редакция: Констанция Остерхельд. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
Падение Москвы, падение Путина, на мгновение все кажется возможным. Но уже через несколько часов мятеж группы «Вагнера» уже закончен. И вопрос в том, какая Россия останется после этих странных выходных.
Попытка переворота всё ещё в разгаре, мятежные солдаты на подходе - но в Москве царит субботнее спокойствие. Мягкий солнечный свет падает на золотые купола, москвичи прогуливаются по парку у Кремля, отдыхают в тени деревьев, делают селфи на фоне красных стен. Прямо за ними Владимир Путин работает весь день, говорит позже его пресс-секретарь. На самом деле он хочет сказать, что никакой опасности не было.
Чуть дальше Красная площадь всё же оцеплена. «Не знаю, но так часто бывает», - говорит молодой человек. «Ремонтные работы», - предполагает женщина и делает фото. Дуэль между Путиным и лидером наёмников Евгением Пригожиным? Похоже, это никого здесь не интересует. А шлагбаум? «Выпускной», - ворчит национальный гвардеец, стоящий здесь на страже. Каждый год тысячи молодых россиян празднуют в Кремле свой выпускной. В полдень кремлёвская администрация объявила, что праздник всё-таки отменён.
Потому что ничего не бывает, как всегда. В эти выходные в российском государстве произошла крупнейшая за последние тридцать лет встряска. В течение 24 часов казалось, что возможно практически всё. Падение Москвы, падение Владимира Путина, гражданская война, расчленение гигантского государства, конечно же, поражение на Украине и самое главное: конец мужской дружбы. В течение 24 часов, с вечера пятницы до вечера субботы, мир висел на устах бывшего преступника, который с тысячами своих самых оснащённых наёмников пронёсся мимо ядерных арсеналов России к беззащитной на вид столице, сбив шесть вертолетов и один самолёт, согласно данным Telegram-канала Rybar, который, как говорят, близок к российской разведке. В течение 24 часов главы западных государств размышляли над вопросом, насколько велика будет ядерная опасность в результате переворота (ответ: велика) [вот здесь вы ошибаетесь — прим. «Мекленбургского Петербуржца»] и какие варианты действий есть у Запада (ответ: никаких) [а вот здесь вы чертовски правы — прим. «М.П.»].
И наутро, после странного исхода этого мятежа, который, возможно, не убедит даже тех, кто хочет в него верить, вопросов остаётся больше, чем ответов. Что именно произошло? Кто победил в этой «собачьей схватке под ковром», как описал кремлёвские интриги Уинстон Черчилль? Кто проиграл, кто даже не появился?
Какая Россия останется после этих выходных?
Даже если ограничиться только тем, что можно было наблюдать со стороны, это было: вполне великое кино. Когда Пригожин решил выложиться по полной - неизвестно. Многие вещи выглядят так, будто у него перегорел предохранитель: голосовые сообщения, публикуемые каждые полчаса, проклятия, ярость. В течение нескольких месяцев он обвинял министра обороны Сергея Шойгу в том, что оставил в беде наёмников и солдат [er lasse die Söldner und Soldaten hängen — очень такое двусмысленное выражение: hängen lassen по-немецки это и «оставить в беде» и, простите, «повесить» - прим. «М.П.»] и несёт ответственность за гибель тысяч людей. Однажды он демонстративно показал себя перед трупами солдат, ряд за рядом. То, что он, как и десятки других недавно созданных частных армий, к началу июля должен быть подчинён министерству Шойгу, для него неприемлемо.
В пятницу вечером в половине девятого он публикует голосовое сообщение: «зло» должно быть остановлено, он хочет наказать Шойгу, кричит он. Под его сообщением - десятки тысяч лайков и сердечек. С другой стороны, проклятия - его фирменный знак, и сам факт, что на перемещение транспортёров, танков и войск уходят дни, говорит против короткого замыкания. Даже если он в конце концов устроил личный припадок - он должен был чувствовать вдохновение, он должен был думать, что у него есть шанс на успех, короче говоря: у него должны были быть союзники.
Когда Пригожин и его люди отправляются в «Марш справедливости» на Москву, он советует всем слева и справа от дороги оставаться в своих домах. Он комментирует каждое продвижение, выдвигает самые дикие обвинения. Шойгу бежал от него, по его словам, «как баба». Более того, по его словам, министр в Ростове-на-Дону приказал опустошить морги, чтобы скрыть потери армии. Он уже давно взял себе более мощного противника, поскольку на этот раз он идет дальше, чем когда-либо прежде, его мятеж направлен против армии Путина, против войны Путина, против самого президента.
Жители Москвы понимают, что что-то не так, когда пятничная развлекательная программа на государственном телевидении внезапно прерывается. Все в столице знают Пригожина, не обязательно за сомнительные заслуги на фронте [сомнительные? — прим. «М.П.»], но как беспринципного бизнесмена со скандальным прошлым и весьма своеобразным подходом к Путину. Сейчас Первый канал прервал интервью с модельером, специальный выпуск длился всего около трёх минут. Против Пригожина возбуждено уголовное дело за вооружённый мятеж, - безэмоциональным голосом сообщил ведущий. Отечественная спецслужба попросила наёмников не выполнять «предательские приказы» Пригожина. Затем всё вернулось на круги своя.
Это задало тон той субботе: Пригожин - предатель. Первую остановку он сделал в Ростове-на-Дону, где произошла, пожалуй, самая странная встреча за день. Шойгу послал своего заместителя министра на переговоры с мятежником. К тому времени в социальных сетях уже давно были опубликованы фотографии танков из города, фотографии солдат, укрывающихся в укрытиях, как будто на российских улицах бушевала война. Танк застрял у входа в Ростовский цирк [да не застревал он, блин — прим. «М.П.»]. Для многих это был образ дня.
Евгений Пригожин принял Юнус-Бека Евкурова в штабе Южного военного округа России [да ёжкин крот, не в штабе ЮВО, а в Управлении службы тыла — прим. «М.П.»], расположенного в Ростове-на-Дону, как будто это уже была его база, а не база армии Шойгу. Мужчины сидели во дворе, чайные чашки стояли на скамейке рядом с ними. Сначала он молчал, но потом Пригожин снова начал бушевать. Его не устраивал Евкуров, заместитель министра. Они приехали, потому что хотели «достать» Шойгу и начальника Генерального штаба Валерия Герасимова. Пока они не выйдут, наёмники будут ехать до самой Москвы в «марше справедливости». Когда Евкуров упрекает Пригожина за его тон, тот разевает рот: «Послушайте. Ещё раз повторяю, если бы мы с вами разговаривали нормальным тоном, мы бы не приехали сюда с танками. Понятно?»
Рабочее место Сергея Шойгу, мишень Пригожина, стоит на берегу Москвы-реки, в центре Москвы, но в эту субботу здесь нет никаких признаков тревоги: ни усиленного присутствия полиции, ни перекрытия дорог, ни танков, ни даже мусорных контейнеров, которые обычно выносят в качестве заградителей на крупных мероприятиях. Правда, концерт в парке через дорогу отменён, музеи закрыты, власти ввели режим антитеррора, чтобы расширить права полиции и спецслужб. Но москвичи проносятся мимо главного входа в министерство на оранжевых электроскутерах как ни в чём не бывало. Плакаты на набережной напоминают людям о благороднейшей задаче армии: «Защитим Отечество!». На них изображены подводная лодка в Балтийском море, истребитель в Мурманске, система ПВО в Краснодаре.
Путин месяцами держался в стороне, не принимал сторону ни Шойгу, ни Пригожина. Соперничество подчинённых - это сценарий, который нравится Путину; значительная часть его системы правления основана на том, чтобы разыгрывать друг против друга преданных ему людей. Долгое время он представлял себя россиянам как уравновешивающую силу, сдерживающую непокорные, радикальные, эгоистические устремления. Это больше не работает.
Культ стабильности, который российская пропаганда создавала годами, внезапно оборачивается против Путина. В ход идут исторические аналогии, справедливо или нет, воспоминания о гражданской войне, в которой погибли миллионы людей, о «Смутном времени» после окончания правления Ивана Грозного, о восстании Пугачёва в XVIII веке, опустошившем огромные пространства земли. И это всегда связано с потерей контроля, внутренней борьбой России, концом России, какой она была до этого момента.
Путин должен отреагировать, он должен что-то сказать. Кремль объявляет «послание к гражданам», особую форму, которая обычно существует только в канун Нового года. Таким образом он объявил мобилизацию, а также вторжение на Украину 16 месяцев назад. Тогда кремлёвский правитель казался спокойным. Но теперь солдаты маршируют не в том направлении.
В субботу Путин не расслаблен, на лбу у него хмурые морщины.
Он не упоминает имя Пригожина, он никогда не делает этого с оппонентами, он не хочет их усиливать. Но он переходит на личности. «Чрезмерные амбиции и личные интересы» привели к предательству, говорит он, и предатели должны быть наказаны. Предательство, Путин никогда не оставлял сомнений, для него хуже вражды, и оно непростительно.
Ответ Пригожина - очередная провокация: президент сильно ошибается, ни о каком предательстве не может быть и речи, в «Вагнере» все они патриоты. Никто бы не сдался, независимо от того, требовали ли этого спецслужбы или сам президент. В конце концов, они не хотели, чтобы «страна продолжала жить в коррупции, мошенничестве и бюрократии». Так что так называемый марш справедливости продолжается. Тем временем военные перегородили дорогу, ведущую с юга в центр Москвы. В сети распространились фотографии горящего вертолета, который, по слухам, был сбит под Воронежем. В остальном всё оставалось до странности тихо.
В эти часы в России рушатся многие определённости. Но и отношения между двумя людьми, Владимиром Путиным и Евгением Пригожиным, которые никогда не действовали на равных, но которые, тем не менее, были не только полезны друг другу в течение определённого периода времени, но и, возможно, любили друг друга, также разрушаются.
Как и почти все доверенные лица Путина, Пригожин родом из Санкт-Петербурга, бывшего Ленинграда. Однако в свои 62 года он выглядит намного моложе: его детство прошло не в голых лишениях послевоенных лет, а в мягком застое брежневской эпохи. В то время как молодой Путин интересуется секретной службой КГБ и впервые подает заявление в девятом классе, хотя и безуспешно, Пригожин в подростковом возрасте начинает, на первый взгляд, противоположную карьеру. Он совершает все новые и новые преступления, кражи, грабежи, нападения, в 18 лет его осуждают в первый раз, через два года - во второй, и в итоге он отбывает девять лет. Это должно было стать ценным опытом для создания наёмников. Мелкий преступник и начинающий секретный агент могут иметь совершенно разное отношение к государству, порядку, закону - общее у них обоих, и это должно было стать важным, это естественное использование запугивания и насилия и, если хотите, расточительное использование чужих жизней [мне одному кажется некая нелогичность? Девять лет тюрьмы редко кому добавляют молодости и здоровья — прим. «М.П.»].
В то время как Путин, возмужавший до секретного агента, переживал распад Советского Союза как экзистенциальный шок в Дрездене, для Пригожина открылись новые возможности для бизнеса. Первое предприятие по продаже хот-догов процветало настолько, что вскоре он открыл рестораны, посещаемые богатыми и влиятельными людьми. В 2001 году, например, его посещал самый знаменитый сын города, президент России Владимир Путин.
Это было начало отношений, которые во многом стали классикой путинского способа обладания властью. Пригожин принимал российских государственных гостей, включая Джорджа Буша-старшего и его жену в 2006 году. Он изображал лояльность и готовность к любой грязной работе. Говорят, что он также участвовал в манипулировании выборами в США через фабрику троллей [ребята, на доказали же уже, что фейк, ну не смешно даже — прим. «М.П.»]. Взамен он получал выгодные контракты на организацию питания для школ, больниц, тюрем, а позднее и для российской армии.
Путь в ближний круг власти был для Пригожина довольно трудным. Сначала он подружился с водителем Путина, затем с его телохранителем и, наконец, с самим Путиным. Путин ценит людей с изломанной биографией, потому что ими легче управлять, говорят наблюдатели. Но Пригожин, человек из сточной канавы, выскочка, осужденный парвеню, не имеет родословной секретной службы, которой могут похвастаться почти все люди из окружения Путина.
Затем, около десяти лет назад, Пригожин начал вербовать наёмников - возможно, по поручению и за счёт Кремля. В одном он был уверен точно: это противоречило конституции. Когда его люди выполняли самую грязную работу в Сирии, Ливии, Мали и на Мадагаскаре, но прежде всего на востоке Украины, без признания Путина Вагнером, даже без того, чтобы Пригожин назвал себя хозяином, его считали в Москве полезным, но также вульгарным и немного смешным. «Повар Путина» - это не было лестным прозвищем. Недалеко было и до «путинского клоуна».
Эта дебилизация, бессильное чувство непринадлежности и невозможности принадлежать, несмотря на все заслуги, проходит через все выступления и эпатажные выпады Пригожина в последние месяцы, включая эскалацию последних нескольких дней. И всё же, не будь войны на Украине, он, возможно, никогда бы не дошёл до открытого мятежа против Путина, человека, которому он обязан всем.
В войне против Украины наёмные силы тоже сначала оказались на втором месте, но, по информации Александра Гольца, российского аналитика из Стокгольмского центра восточноевропейских исследований [«эксперт» кажется из «Новой газеты» — прим. «М.П.»], были призваны только в конце марта 2022 года из-за драматического отсутствия успехов у других подразделений. С этого момента дела у Пригожина пошли исключительно хорошо. Он, наконец, объявил себя владельцем частной армии, открыл блестящую штаб-квартиру в Санкт-Петербурге и получил разрешение на вербовку заключённых. В сети появились видеозаписи, на которых он перелетает из лагеря в лагерь на вертолёте, с медалью «Герой России» на груди, заманивая убийц, грабителей и жестоких преступников - заманивая их перспективой помилования после участия в войне.
Тысячи, возможно, десятки тысяч людей погибают в Бахмуте, захваченном городе на Донбассе. Когда люди «Вагнера» разбивают кувалдой череп перебежчика, Пригожин с одобрением называет это «собачьей смертью для собаки». И всё же, захватив Бахмут, он добился единственной российской победы за многие месяцы.
Его гнев на Шойгу и Герасимова, аппаратчиков, функционеров войны, к тому времени не знал границ. Но широко разрекламированная видеозапись свидетельствует о том, что его негодование, возможно, уже направлено на других. В нём он гневается на «счастливого деда» и на то, что будет означать для будущих поколений России и войны, если этот «дед» окажется «полным ничтожеством». «Дед» - это Владимир Путин, в самом печатном русском просторечии.
И вот, когда все затаили дыхание в субботу днём, когда войска Пригожина находятся всего в нескольких сотнях километров от Москвы, когда чеченский лидер Кадыров спешит на помощь Путину, когда ходят слухи об эвакуированном президенте, бегущих олигархах, когда мэр Москвы Сергей Собянин уже объявил понедельник нерабочим в качестве меры предосторожности, и всё выглядит так, будто столкновение неизбежно, ситуация разряжается.
Пригожин поворачивает назад, чтобы не пролилась «русская кровь», и это, пожалуй, самая большая шутка дня.
Жёсткий белорусский диктатор Александр Лукашенко, как никто другой, выручает Путина из беды, заключив сделку, которая раскрывается в лучшем случае в общих чертах. Пригожин остаётся безнаказанным и едет в Беларусь, его люди могут быть интегрированы в регулярную армию. Останется ли Пригожин в Беларуси, переживёт ли он следующие недели и месяцы, сколько человек поедет с ним, сколько повернёт против него, сколько присоединится к войскам Шойгу - вопрос совершенно открытый.
Неизвестно также, кто мог дать Пригожину надежду на триумф в Москве, а затем бросить его. Эта последняя исследовательская задача кремленологов, вероятно, будет иметь решающее значение для понимания того, какой Россия вышла из этих выходных.
Москва притворяется такой же беззаботной, как и всегда. Посетители снова стекаются в Пушкинский музей. Рядом с Кремлём также открылась выставка под названием «Мы - русские. С нами Бог». Там можно увидеть крупноформатные батальные картины с христианскими мотивами Василия Нестеренко.
Храм Христа Спасителя в Москве всё равно открыт все выходные. Охранники осматривают посетителей, внутри стоят люди в синем камуфляже. Меры предосторожности приняты не для защиты от мятежа, а ради знаменитой иконы «Троица» Андрея Рублёва, которая выставлена здесь в данный момент.
Молча верующие зажигают свои свечи. Молилась за здравие, за процветание и мир, говорит пожилая женщина. А за Путина? «Почему за Путина?» Потому что у него вчера был тяжёлый день. Она улыбается: «Он просто делает свою работу». «Пойдем, дорогая», - говорит она, - «я покажу тебе, где купить свечи».
Антитеррористический режим в Москве теперь снова должен быть снят. Уголовное дело в отношении Пригожина будет прекращено. Но: московский мэр не вернул себе выходной. С точки зрения москвичей, это чего-то стоит. А что ещё?
Игра Путина с различными соперниками сошла на нет, весь его метод правления больше не работает. У него, который когда-то хотел «мочить противников в сортире», теперь, видимо, не хватает сил даже на то, чтобы наказать Пригожина. «Это огромное поражение для него», - пишет в Telegram российский политолог Татьяна Становая: «Но сначала нужно понять, кто за ним стоит».
В Ростове-на-Дону можно было получить представление о будущей России. Когда борьба за власть была отменена и войска Вагнера ушли, их встречала восторженная толпа, были селфи, объятия, крики «Ваг-нер, Ваг-нер!». Может быть, это было облегчение, а может быть, что-то другое, более тревожное. Что бы ни произошло в эти дни - это только начало.
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ну в целом… В целом, за попытку разобраться и понять то, что даже я до конца не понимаю — ставим плюс. За затаённую недобрую надежду на потрясения в России и едва скрываемые антироссийские нарративы — ставим минус. Вообще, что-то пограничное между умеренным и повышенным, но так и быть поставим умеренный уровень упоротости.
Мекленбургский Петербуржец в: