Лето — время подготовки к школе
Прекрасная пора — лето! Кто-то нежится на море, кто-то на речке, а для кого-то это ответственная пора, их ребенок идет осенью в первый класс. Сегодня я хотела бы разобраться в том, а нужно ли ребенку быстрое чтение? В чем плюсы и минусы скорочтения, нужно ли готовить ребенка в школу, и что главное в этой подготовке, нужно ли, чтобы он уже читал?
Развитие чтения в истории человечества
Читать мы, стали достаточно поздно, в истории нашего вида, как человека разумного. Мы живем в огромном разнообразном мире, многие элементы которого создали сами. Например, я с удивлением обнаружила, что иероглифы Японские, или Китайские, во многом похожи на картинки, которые рисовал древний человек. Посмотрите сами, чтобы убедиться. А ведь это не просто рисунки, а символы, которые мы сами изобрели.
Смотрите, наверху четырёхугольник — это рисовые поля, они делятся на ячейки. А ниже изображён плуг, им обрабатывают эти поля. А на полях работает мужчина... Вот и расшифровка иероглифа "мужчина".
А теперь посмотрите на иероглиф:
Похож на танцующую фигурку — это женщина. Перейдем к нашей славянской письменности — посмотрите, как много смысла было в этих символах.
Причем наши символы имеют огромное значение в своих расшифровках, глубокий смысл, в объяснении каждого символа согласно вере Христианской.
Разные формы коммуникации в культуре человечества
Человеческий язык: вербальный. Далее происходят сказочные вещи, мы можем не владеть языком человека, при этом у нас есть альтернативные инструменты коммуникации:
- язык жестов — когда мы передаем информацию с помощью жестов и мимики;
- язык музыки — так же являются знаковой системой. Изумительно — мы можем не понимать друг друга в языковом контексте, но язык нот остается одним для всех, кто владеет нотной грамотой;
- математика — язык цифр и формул… этот список можно продолжать достаточно долго.
Это заслуга наших предков, которые все это создали. А вот теперь самое интересное!
Восприятие символов и процесс чтения у детей
Ребенок попадает в языковую среду и учится языку, на слух, потому что все вокруг общаются с ним именно на этом языке. Он, как бы «дешифрует», полученную информацию извне, запоминает и далее преобразует ее в понятную для себя, а затем, в более старшем возрасте сталкивается с этой же информацией, но уже в символической форме (форме звуков и букв, из которых состоят слова).
Чтение — это своего рода "изобразительное искусство", где символы объединяются в уникальные рисунки слов. Если ребенок читает медленно, он сосредоточенно рассматривает каждый "рисунок", запоминает его и осознает, как этот рисунок меняется при замене отдельных символов. В случае быстрого чтения, ребенок воспринимает слово как аудиальный объект, то есть он сосредотачивается на том, что слышит. А это может вести к ошибкам при письме и ухудшению смыслового восприятия слова.
Недостатки быстрого чтения и ценность медленного чтения
Далее, при беглом чтении, ребенок теряет смысл всего текста, его сложно уловить. Это заметно на уроках математики, когда ребенок не понимает смысла условия в задаче, «протараторил», а что произошло, что случилось с тем, или иным объектом, он не запомнил, ведь главное, он соединил символы в слова. И еще, если ребенка на начальном этапе научить слышать звук символа, то для него откроется целый смысл звуков природы, переживаний.
Для него откроется мир через буквы, которые соединяются в слова. Речь идёт именно о том, что ребенок должен научиться видеть красоту даже в сочетании нескольких букв, которые передают звуки животных и природы. Например, услышать, как простое "ку-ку" передает пробуждение природы. Буквы и слова для него будут не просто символами, а событиями, думами.
Смысл звуков природы через медленное чтение
Вот попробуйте медленно прочитать с ребенком отрывок из рассказа «Лесная мелодия».
Итак, включаем чуткое ухо, настраиваемся на волну леса. Внизу весело журчит (употребляется буква Ж, а при этом слове происходит удлинение звука ЖЖЖЖ) ручей. Чуть выше слышен шелест (буква Ш дает звук шелеста) сухих травинок, качающихся (в этом слове слышится детское «кач - кач») на ветру. Вверху скрипнуло (а здесь соединение букв «СКР» создает звук скрипения) сломанное грозой дерево, задевая повисшими ветвями ствол (буква О удлиняет слово). Ещё выше кроны лиственных деревьев подняли огромный шум. Это играет ветер.
Пригревшись на солнце, жужжат (разве можно прочитать слово «Жужжат» без продления звука ЖЖЖЖ и тогда слышно это жужжание» мухи и жуки. Совсем рядом пищит надоедливый комар. Чуть поодаль на взлётно-посадочную полосу приземляется, гудя басом, шмель.
Поиграйте, со звуками, и как много от природы и о природе можно прочитать. А разве можно все это прочитать на скорости, разве возможно услышать всю красоту, мелодию звуков природы, что изобразил в своем маленьком рассказе автор — Виталий Валентинович Бианки, непревзойдённый мастер слова. Ведь только, когда ребенок сможет читать медленно, вдумчиво, он сможет полюбить читать, откроет для себя мир книги.
Критика скорочтения и необходимость внимательного чтения
Впрочем, сами авторы, те, кто разрабатывал систему скорочтения ясно объясняют кому и зачем она необходима. Например: Шилин в своем самоучителе «Как научиться быстро читать» объясняет, что скорочтение необходимо для быстрого ознакомления с документооборотом, оно не подходит для чтения научной, учебной и художественной литературы.
Так зачем в школах требуют это скорочтение? Почему не учат работать с книгой с помощью карандаша, мало уделяют внимание выделению основной мысли в тексте?
Заключение: подготовка к школе и приглашение к диалогу
Именно этим и можно заняться с ребенком перед школой, чтобы он понял красоту символов, красоту букв и слова. Тогда и чтение будет в радость и задачки по математике не будут скучны.
А вы, как думаете?
Автор: Виктория Николаевна Сотник, преподаватель, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.
Читайте нас также в телеграм — по этой ссылке