Тамара Геннадьевна считала себя женщиной современной. Может быть, её жизненная позиция сформировалась по принципу «от противного». Мать Тамары была простой деревенской, как говорят про таких - двужильной бабой, без мужика тянувшей всех своих детей. Муж умер давно, о причине и говорить неловко – компания закусывала самогон грибами. Отравились все, да не все выжили. Однако Валентине удалось поставить всех детей на ноги, но только Томка одна «выбилась в люди». Остальные так и остались в деревне, и безропотно занимались тяжёлым физическим трудом. У Тамары же с юности была цель – оторваться от всего этого, уехать, стать городской, чтобы ничего в ней не выдавало девушку, которая умеет доить корову и косить сено.
Она единственная из всех детей была отличницей и, отправившись после окончания школы в областной центр, сумела поступить в институт. Несколько лет пришлось прожить в общежитии, но и тогда соседки по комнате удивлялись – какая Тома аккуратистка, как следит за собой. Она могла часами сидеть перед зеркалом, придавая нужную форму бровям, нанося стрелки на веки, или меняя одну прическу на другую.
У Тамары всегда был свежий маникюр, а как она себе одежду подбирала — это целая поэма! Не ленилась объехать два десятка магазинов, заглянуть в комиссионки, но находила именно ту вещь, которая ей идеально подходила, и при этом была практичной, недорогой, но выглядела стильно. Чтобы иметь подходящий гардероб девушка подрабатывала – писала для других студентов курсовые и дипломные работы.
То, что Тамара всегда выглядела безупречно, очень ей помогло. На последнем курсе она вышла замуж, да такого мужа отхватила, что многие завидовали ей. Красивый парень, из обеспеченной семьи, программист, с квартирой, с машиной. Свадьбу не играли по настоянию Тамары. Девушка понимала, что в этом случае придется пригласить в город всю свою родню и, так сказать, «представить её обществу». Братья напьются, могут с кем-нибудь подраться, мать и сёстры шокируют новых родственников своей наивностью, прямолинейностью, да и внешним видом тоже. Нет и нет! Конечно, Тамара нашла благовидное объяснение. Сказала, потупив глаза – что, ни к чему лишние траты… Свёкор со свекровью поддержали решение будущей невестки – торжество отметили в узком кругу.
Молодые поселились в квартире мужа. Через год Тома родила сына Романа. Не то, чтобы она хотела иметь детей, но этого ждали от неё новые родственники. Для себя же она решила, что Роман будет её единственным ребёнком. Супруги работали, зарплата радовала, казалось, благосостояние семьи будет только крепнуть. Тамара смогла понемногу реализовывать свои желания. Всю жизнь у неё была подсознательная тяга к дорогим качественным вещам. Любила женщина и ухаживать за собой. Парикмахер, косметолог, маникюрша, портниха… А еще — посещала фитнес-центр и занятия в бассейне. Там же, в спорткомплексе, был и отличный фито-бар, где Тома с подругами любила посидеть вечерком.
И как-то незаметно выяснилось, что жизненные цели у супругов — совершенно разные. Для Вадима программирование стало его жизнью, он был увлечён любимой специальностью, ТАмаре работа давала возможность подвести материальную базу под свои многочисленные желания.
И полной неожиданностью для молодой женщины стали слова мужа:
— Я уезжаю в Германию и, наверное, не вернусь.
Тома захлопала глазами и принялась расспрашивать. Оказалось, Вадиму предложили работу в крупной компании. О таких условиях, проживая в российской глубинке, можно было только и мечтать. Будущий доход показался Томе заоблачным, и она загорелась:
— Отлично! Поедем все вместе, пусть Ромка учит немецкий язык.
— Нет, — твердо сказал Вадим,— Я не только из страны уезжаю, но и из семьи ухожу.
Оказалось, Вадим по интернету познакомился с девушкой, которая имела ту же специальность, что и у него. Она была родом из немцев Поволжья, семья уже давно переехала в Германию. Молодые люди взахлёб беседовали по видео связи, обсуждая темы, интересные им обоим. Юля и организовала для Вадима заочное собеседование, в результате которого он получил ту самую работу.
Позже Тома увидела фотографию девушки и поразилась. Юлю нельзя было назвать даже миловидной. Полная до неприличия, коротенькая стрижка, старомодные очки, какие-то клетчатые брючки и свободная футболка…. По такой девице скользнёшь взглядом и захочется скорее пройти мимо. Она, Тамара, на сотню порядков выше…
И всё-таки Вадим выбрал именно Юлю.
Тома и плакала, и убеждала мужа не рубить с плеча, и скандалы закатывала – ничего не помогло.
— Квартиру я оставляю Ромке, — сказал супруг (теперь уже бывший). — Хоть какая-то компенсация, как говорится, за моральный ущерб. Станет совершеннолетним, жильё ему ещё как пригодится! Ну и Роман, конечно, будет приезжать ко мне в гости. А пока я стану помогать материально.
И началась для Тамары совсем новая жизнь. Хотя сын остался с нею, женщина чувствовала себя одинокой. Поэтому она стремилась в общество подруг. Знакомым девчонкам хоть можно поплакаться, тем более, что у них тоже не всё гладко шло. А о чем говорить с ребёнком? Роман очень скучал по отцу, а Тамара могла упоминать о Вадиме только с ненавистью. Ведь он ушёл к другой.
Поэтому Тома старалась организовать досуг сына так, чтобы он всё время был чем-то занят. С утра до вечера – детский сад, потом школа. Вечерами женщина редко сидела дома – спорт-клуб, концерты, выставки, та же парикмахерская… Тамара будто стремилась забыться. К сыну она приглашала Марию Сергеевну – то ли няню, то ли гувернантку, с ней Тома познакомилась через агентство.
Когда Роман стал постарше, мать охотно давала ему деньги на кино, на платные секции, на посещение кафе-мороженого – лишь бы сын меньше бывал дома и докучал ей. В душе она была спокойна — мальчик одет, обут, в квартире всегда чисто, холодильник полон продуктов. Что ещё надо? Тамара искренне считала себя хорошей матерью, хотя общих интересов у неё с сыном не было. И не случалось такого, чтобы она с мальчиком просто поговорила по душам. Тамара исправно посещала родительские собрания, но сын учился хорошо, так что встречи с учителями больше напоминали простую формальность.
О Вадиме дома говорили только в отрицательном ключе. Он регулярно присылал деньги на сына, периодически приходили и посылки. Но средства шли почти все на нужды Тамары а, отдавая Роману вещи из посылок, Тома говорила, что купила их сама. Позже она жалела об этом – Роман мог бы наладить отношения с отцом и получить от него гораздо больше благ. Мальчик же рос в убеждении, что папа его бросил, променял на какую-то тётку. Придя к такому выводу, Ромка не хотел ни писать, ни звонить отцу.
Не знал он и о том, что Вадим подарил ему квартиру. Роман долго считал, что жилье — общая собственность его родителей, по каким-то причинам оформленная на него, сына.
Когда Роман поступил в институт – мать уговорила его переписать документы на жильё на неё саму.
— У тебя возраст такой, — говорила Тамара, теребя пуговицу на рубашке сына, — Пойдут девушки – одна, другая, третья… Для каждой ты будешь лакомым кусочком — как же, парень с квартирой. Такая выйдет за тебя замуж, и тут же оттяпает жилплощадь. Или ты сам проявишь благородство и уйдёшь с одним чемоданом. Особенно, если она поспешит родить ребёнка.
А мне тогда куда деваться? Нельзя такое допустить, пускай квартира будет в надёжных руках. Я же всё-таки мать! У меня опыт, интуиция, я в людях разбираюсь.
Вспомнив своего отца, сын хотел сказать, что мать не очень-то знает толк в мужчинах. Но промолчал. В конце концов, мама была для него единственным родным человеком. К деревенской родне она его не возила, и Роман даже не знал точно, сколько у него там дядей и тётей.
Парень послушался мать и квартиру переписал на Тамару.
— Я уж позабочусь, чтобы мы с тобой без жилья не остались, — уверяла она его.
И жизнь пошла своим чередом. Роман учился. Как и предсказывала мать, встречался с девушками. Тома же начала активную борьбу с возрастом. Записывалась на самые сложные и дорогостоящие процедуры. А потом решилась на операцию у пластического хирурга.
На работе Тамаре завидовали. Большинство её коллег не могло себе позволить такой образ жизни. На первом месте для женщин были интересы семьи, и деньги шли на что-нибудь прозаическое – ремонт квартиры, улучшение быта, учебу детей. Тамара же регулярно приходила на работу в обновках, выглядела так, что никто не давал ей её лет, и была в курсе всех культурных событий, которые так или иначе касались города.
Это удивительно, но в душе женщина была уверена, что и дальше всё так будет продолжаться, такая жизнь её вполне устраивала. Но произошло то, что и должно было произойти рано или поздно. Роман встретил девушку, на которой захотел жениться...
СЛЕДУЮЩАЯ, ВТОРАЯ ГЛАВА