Про Николая Александровича Львова у меня в библиотеке есть несколько книг. Есть популярная монография, есть сборники статей, но для работы именно эта книга стала самой вдохновляющей и самой полезной.
Я купил её в Торжке совсем недавно. Незадолго до того я случайно нашёл в соцсетях составителя этой книги и автора большинства статей, Илью Путятина и узнал, что в родовом имении Львова Никольское-Черенчицы открылся музей. Я побывал в Никольском давно, лет 15 назад. Тогда я взял такси в Торжке и съездил ещё и в соседнее Арпачёво. У меня не было смартфона с навигатором, не было плана усадеб, и потому, я не нашёл в Никольском одну из сохранившихся парковых затей, циклопическую валунную кухню. Я не решился зайти в церковь, где был похоронен владелец усадьбы, Николай
Львов. Когда ездишь на такси, как-то неудобно долго бродить. Время — деньги, да и вообще, а вдруг таксист возьмёт и уедет? Как выбираться оттуда? Да и вообще, всё увиденное произвело на меня печальное впечатление. Я решил, что незачем везти туристов в эти места, тем более, по грунтовой дороге.
Но известие об открытии музея и книга Путятина вдохновили меня на новое путешествие, на этот раз, на своей машине.
Книга оказалась очень удобна именно для работы. Статьи подобраны по географическому принципу, по каждой из построек
Львова. К тому же, в конце помещёны номера телефонов хранителей тех достопримечательностей, которые нужно посмотреть не только снаружи, но и изнутри. Буквально бери и поезжай!
Благодаря этой книге я сначала смог попасть внутрь нескольких достопримечательностей, увидел и те, о которых раньше не знал, а теперь вот, построил экскурсию, возвращаясь из который я и пишу это строки.
Конечно, и на солнце есть пятна. В этой книге
Путятин обошёл вниманием постройки Львова в Торжке, а жаль. Я слышал о нескольких других подмосковных усадьбах, которые приписывают Львову, но здесь они никак не упомянуты. Не охвачены и петербургские постройки. Хотелось бы почитать о произведениях двоюродного племянника Львова, Ивана Фёдоровича, который, как раз, много работал в Торжке.
Часто Путятин делает очень смелые выводы, особенно в том, что касается символического значения той или иной архитектурной детали. Например, росписи в церкви в Яконове он называет византийскими, ничем не объясняя такую атрибуцию. Мне кажется, это качественные, но вовсе не исключительные академические росписи.
Книга узкого формата, зато довольно толстая — 500 с лишним страниц! Переплёт бумажный, но за неделю, что я носил её в рюкзаке и читал при каждом удобном случае, не развалился. Шрифт, правда, мелкий, читать нелегко. Но я всё равно очень доволен покупкой.
В комментарии прилагаю оглавление.