Найти тему
культшпаргалка

Конкурс Чайковского: впечатления накануне финала

Оглавление
Главные лица конкурса Чайковского Денис Мацуев и Валерий Гергиев. Фото ➡ https://tchaikovskycompetition.com/ru/photos/gal101.htm
Главные лица конкурса Чайковского Денис Мацуев и Валерий Гергиев. Фото ➡ https://tchaikovskycompetition.com/ru/photos/gal101.htm

Начнём с исторических параллелей

Весной 1958 года в Москве прошёл Первый конкурс имени Чайковского. Он включал в себя только две специальности - фортепиано (председатель жюри Эмиль Гилельс) и скрипку (Давид Ойстрах) и продолжался почти месяц. Это было событие не узко музыкального, а общественного и даже общенародного масштаба. Конкурс широко освещался в печати, на радио и телевидении. В СССР практически не было человека, который бы не знал в лицо симпатичного пианиста из Техаса по имени Ван (Ванечка) Клиберн, получившего первую премию.

Фото: РИА Новости  https://www.kp.ru/daily/26039.4/2954019/
Фото: РИА Новости https://www.kp.ru/daily/26039.4/2954019/

Спустя 65 лет изменилось очень многое. Теперь на конкурсе не две, а шесть номинациий, но продолжительность его сократилась втрое: три тура при интенсивных одновременных прослушиваниях укладываются всего в девять дней (с 20 по 29 июня).

О широком общественном резонансе говорить не приходится в силу разных обстоятельств. В этом году конкурс начался без обычной информационной подготовки, его организаторы долго хранили молчание, и только за пару дней до начала стало что-то известно о его участниках (236 музыкантов из 23 стран) и составе жюри.

Однако хорошо уже то, что он всё же состоялся, несмотря на все внешние обстоятельства, и даже побил все предыдущие рекорды просмотров. Это, скорее всего, объясняется тем, что один из крупных музыкальных китайских сайтов получил права на показ онлайн трансляций.

Для музыкантов конкурс Чайковского - не праздник, а профессиональная необходимость, редкая возможность выступить перед огромной аудиторией (что важно для дальнейшей карьеры) и серьёзный стресс. А для нас - шанс заглянуть в будущее исполнительского искусства и услышать много разнообразной и интересной музыки в совершенно особом - соревновательном формате, когда каждый играет на максимуме своих возможностей.

Пианисты, скрипачи, виолончелисты, духовики (медь и дерево), а также вокалисты соревнуются одновременно в разных залах и городах (в Москве и Петербурге). Поэтому приходится выбирать, за кем следить и кого слушать.

Пианисты

Как всегда, в зоне повышенного внимания публики пианисты. Они играют в Большом зале Московской консерватории, в стенах котрой Пётр Ильич Чайковский почти двенадцать лет - с самого её открытия - преподавал гармонию. На фортепианном конкурсе два дня назад закончился второй тур - самый интересный и эмоционально напряжённый.

Программы второго тура - это, фактически, полноценные концертные выступления длиной в 50-60 минут. Задача-максимум - выступить ярко, неповторимо и стабильно - невероятно сложна не только психологически, но и физически. Как всегда на этапе отбора участников третьего тура возникло много неожиданностей и личных разочарований для зрителей. Механизм отсева в творческих конкурсах жесток и несправедлив в принципе.

Сразу несколько очень талантливых музыкантов остались за бортом конкурса. Их обязательно стоит послушать в записи: Коки Куроива, Николай Кузнецов, Алессандро Виллалва, Александр Ключко.

В финал у пианистов вышли: Корчагин Станислав (Россия), Мао Сюаньи (Китай), Давыдченко Сергей (Россия), Папоян Илья (Россия), Харлионо Джордж (Великобритания), Вонг Энджел Станислав (США), Ё Соа (Южная Корея), Малинин Валентин (Россия). Выступления третьего тура начнутся 27 июня и продлятся три дня.

Репертуарные нюансы

Первые два тура очень интересны для слушателей тем, что участники играют максимально разнообразные программы. Это один из моментов конкурсной тактики: выбрать нечто незаигранное, редкое, свежее, или наоборот - показать оригинальную интерпретацию давно известного. А в идеале - сочетать и то, и другое. При этом каждый должен показать свой творческий и исполнительский "товар" лицом, причём, в разных ракурсах. Поэтому для нас есть возможность открыть для себя и старое, и новое одновременно.

Интересно, к примеру, было услышать "Картинки с выставки" Мусоргского в ярко живописном (а не в привычном - графичном) исполнении Николая Кузнецова (хотя в конце "Баба Яга" коварно сорвала его замысел).
Или целый блок сочинений Скрябина, завораживающе тонко сыгранный Валентином Малининым.
Или феерическую транскрипцию Скерцо из Шестой симфонии Чайковского (её автор Самуил Фейнберг) в духе культа фортепианной виртуозности времён Листа и Годовского, которую с блеском и отвагой исполнил Александр Ключко.

На втором туре были и исторические редкости вроде ранней сонаты Чайковского, и музыка, балансирующая на самом краю академического жанра (речь о фортепианной фантазии Алексиса Вайсенберга на тему песни популярного французского шансонье Шарля Трене). Этим парижским сувениром закончил свою программу Марсель Тадокоро.

Марсель Тадокоро. Фото ➡ https://tchaikovskycompetition.com/ru/photos/gal101.htm
Марсель Тадокоро. Фото ➡ https://tchaikovskycompetition.com/ru/photos/gal101.htm

Увы, всех этих пианистов мы не увидим в третьем туре.

Кстати, в финале, где восемь участников будут играть с оркестром, жюри и публика получат возможность (или будет вынуждены) семь раз подряд услышать Первый концерт Чайковского. Только Илья Папоян внесёт разнообразие: у него в программе значится Второй концерт.

В качестве второго пункта индивидуальной программы все финалисты выбрали разные сочинения для фортепиано с оркестром. Если ничего не изменится, мы услышим концерты Рахманинова (№2 и 3), Прокофьева (№2), Брамса (№2), а также Скрябина и Бриттена.

В качестве реплики

В этом обширном репертуарном списке не хватает только одного: музыки, написанной современными, ныне живущими композиторами.
Между тем композиторские факультеты отечественных консерваторий каждый год выпускают дипломированных специалистов, которые с огромным трудом находят применение своим талантам. Почему бы не заказать им (в порядке конкурсного отбора) по одному сочинению для каждой из шести номинаций, как это делается, например, на конкурсе королевы Елизаветы в Бельгии.
Такой жест был бы вполне в духе Пётра Ильича Чайковского, который в своё время поддерживал молодых композиторов: и юного Рахманинова, и Аренского, и Калинникова.

Где читать о конкурсе

Поскольку конкурс Чайковского короткий и крайне насыщенный событиями, совершенно необходимо, чтобы кто-то сориентировал нас в его персонах и событиях.

Конечно, в этот процесс включено всё профессиональное музыкальное сообщество, которое обмениваеся мнениями на 👉своих форумах. Но человеку, который просто хотел бы узнать, что же там в общих чертах происходит и кого именно интересно послушать, останется в некотором недоумении.

Канал "Культура" ежедневно уделяет конкурсу в Новостях три минуты. Газета "Музыкальное обозрение" воздерживается от обозрения главного музыкального события четырёхлетия и ограничивается формальной публикацией списков участников, прошедших на следующий тур.

В прежние годы главным источником информации о конкурсе была "Российская газета". Стараниями её музыкального обозревателя Ирины Муравьёвой она всегда держала своих читателей в курсе конкурсных событий, публикуя интересные материалы, эксклюзивные интервью с организаторами и участниками, профессиональные обзоры каждого тура, причём сразу из двух столиц.

В этом году страница культуры "РГ" демонстрирует нечто совершенно удивительное. Читать так называемые "дневники" конкурса в силу полной некомпетентности их автора не то что бесполезно, но даже как-то неловко.

Систематически пишет о событиях конкурса "Музыкальная жизнь". Интересные, но редкие обзоры публикует "Коммерсант".

Итак, завтра, 27 июня, у пианистов начинается третий тур. У вокалистов и духовиков - 29 июня.

Вся информация (участники, жюри, расписание, программы выступлений) есть на официальном 👉сайте конкурса Чайковского. Онлайн-трансляция в этом году ведётся на платформе соцсети👉ВКонтакте. Записи можно посмотреть на 👉youtube-канале конкурса.