Найти в Дзене

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.43): ПЛАЧ ОБ ИУДЕЙСКИХ ЦАРЯХ

Иудейским царям были предоставлены все возможности для успешного руководства. Бог дал Иудее не только землю, способствовавшую процветанию, но и достаточное пророческое водительство наряду со Своим законом. Мало того, перед Иудеей был яркий исторический пример. Видя, что случилось с её сестрой, Израилем, она могла бы научиться не совершать те же ошибки и не повторить ту же судьбу. Однако исходя из таких писаний, как 2 Цар. 7 и Пс. 88, и зная обещания, данные Давиду, люди не верили, что Иудея погибнет так же, как Израиль. Как явствует из “храмовой проповеди” в Иер. 7, они считали, что, пока у них есть храм, они в безопасности. В Иез. 8 мы видели, какие мерзости творились в храме. И царь и его подданные тешили себя пустой и глупой надеждой. Они занимались бесполезным идолопоклонством. Они почему-то не видели, что встали на гибельный путь. Святой Бог не может терпеть такого вопиющего неуважения к Себе, Своему святому месту и Своему святому закону. То, что задумывалось как сильный и праведный народ, стало жалким образчиком, лишённым подлинной преданности и верности одному истинному Богу.

В этом продолжительном плаче Иезекииль сравнивает иудейских царей с львятами, а они — в широком смысле — символизируют иудейский народ в целом. Этот плач (кинах) представляет собой скорбную заупокойную песнь. На еврейском он имеет ритм, который практически невозможно сохранить в переводе. Поскольку главной задачей переводчика является передача смысла текста, то от размера и ритма при переводе пришлось отказаться.

ИОАХАЗ

“А ты подними плач о князьях Израиля и скажи: «Что за львица мать твоя? Расположилась среди львов, между молодыми львами растила львят своих. И вскормила одного из львят своих; он сделался молодым львом и научился ловить добычу, ел людей. И услышали о нём народы; он пойман был в яму их, и в цепях отвели его в землю египетскую»” (Иез. 19:1-4).

Стихи 1, 2. “Подними плач о князьях Израиля”, — пишет Иезекииль. Он не желает по отношению к царям Израиля использовать слово “царь” (мелек), предпочитая ему слово “князь” (наси). (См. 7:27: 12:12). В стихе 2 он спрашивает: “Что за львица мать твоя? Расположилась среди львов...” Лев символизировал Давидово царство, Иудею (см. Быт. 49:9; Мих. 5:8; 3 Цар. 10:19, 20). Таким образом, “мать” нужно рассматривать не как некую конкретную личность, а как сам народ, который породил этих царей.

Стихи 3, 4. Первый царь — это Иоахаз (также называемый Саллумом). Он процарствовал всего три месяца в 609 г. до н.э., когда фараон Нехао низложил его и в качестве пленного отправил в Египет, где он и умер (4 Цар. 23:30-34). Это было предсказано Иеремией (Иер. 22:10-12). Иоахазу было двадцать три года, когда он стал царём, но он не сумел проявить здравомыслие, чтобы править более длительный срок (см. 2 Пар. 36:1-4).

ИЕХОНИЯ

“И когда, подождав, увидела она, что надежда её пропала, тогда взяла другого из львят своих и сделала его молодым львом. И, сделавшись молодым львом, он стал ходить среди львов и научился ловить добычу, ел людей, и осквернял вдов их, и города их опустошал. И опустела земля и все селения её от рыка его. Тогда восстали на него народы из окрестных областей и раскинули на него сеть свою; он пойман был в яму их. И посадили его в клетку на цепь, и отвели его к царю вавилонскому; отвели его в крепость, чтобы не слышен уже был голос его на горах Израилевых” (Иез. 19:5-9).

Стихи 5, 6. “Взяла другого из львят своих”. Иудейские толкователи считают, что второй львёнок — это Иоаким. Но приведённые здесь факты больше соответствуют Иехонии: (1) он аналогичным образом изображён в двух плачах Иеремии (Иер. 22:10-19); (2) он умер в чужой земле изгнанником (Иер. 22:24-30).

Стихи 7-9. Иехония взошёл на престол восемнадцатилетним юношей. Его короткое трёхмесячное правление сжато отображено в одной фразе: “И делал он неугодное в очах Господних” (4 Цар. 24:8, 9). Во время его царствования Иерусалим был взят в осаду, и он, его мать, его рабы и чиновники были переселены в Вавилон во вторую депортацию (598[7]г. до н.э.). Вместе с Иехонией пошли в плен и десять тысяч жителей, так что в земле осталось лишь беднейшее население (4 Цар. 24:11-17). Слова “и опустела земля... от рыка его” больше подходят к Иехонии. В то время как его народ страдал, он занимался осуществлением безумных строительных проектов — совершенно игнорируя духовный рост (Иер. 22:13-19). Иезекииль говорит, что молодого льва “отвели... к царю вавилонскому”. Это ещё один момент, который лучше подходит к Иехонии, так как Иоаким был убит и похоронен за стенами Иерусалима.

СЕДЕКИЯ

“Твоя мать была, как виноградная лоза, посаженная у воды; плодовита и ветвиста была она от обилия воды. И были у неё ветви крепкие для скипетров властителей, и высоко поднялся ствол её между густыми ветвями, и выдавалась она высотой своей со множеством ветвей своих. Но в гневе вырвана, брошена на землю, и восточный ветер иссушил плод её; отторжены и иссохли крепкие ветви её, огонь пожрал их. А теперь она пересажена в пустыню, в землю сухую и жаждущую. И вышел огонь из ствола ветвей её, пожрал плоды её, и не осталось на ней ветвей крепких для скипетра властителя. Это плачевная песнь, и останется для плача” (Иез. 19:10-14).

Стих 10. Фраза “Твоя мать была, как виноградная лоза” меняет образ с львят на лозу. Моше Гринберг пишет:

“Некоторые считают, что это пророчество продолжает аллегорию орёл-кедр-лоза гл. 17; два образа действительно схожи. Но наша плачевная песнь отличается от политической аллегории гл. 17 тем, что рассматривает разные поколения (мать-потомство) и даёт разные нравственные основания для наказания (жестокость, гордость) в отличие от политического основания гл. 17. Оба образа в некоторой степени отражают темы промежуточной гл. 18. В свете 18:10, где говорится о «сыне разбойнике [ирис]», интересно, что Ис. 35:9 проводит параллель между «львом» и «хищным [ирис] зверем»; может быть, это необычное прилагательное из гл. 18 и вызвало в гл. 19 образ льва?”

Иезекииль продолжает изображать народ израильский “матерью”. Этот образ “виноградной лозы” часто встречается у Иезекииля (15:1-6; 17:1-10; см. Ис. 5:1-7; 27:2-6; Пс. 79:9-17; Мф. 21:33-41; Ин. 15:1-8). Как указывается в этом тексте, виноградной лозе были предоставлены все возможности для успешного роста и плодоношения. Она была заботливо “посажена у воды”, что давало ей всё необходимое, чтобы быть “плодовитой и ветвистой”.

Стих 11. “Ветви крепкие” — крепкие в результате Господних благословений — годились “для скипетров властителей”. То есть они были способны обеспечить династию царей, каждый из которых имел потенциал для огромного успеха. Народ был настолько велик, что “высоко поднялся... между густыми ветвями”. Его видели многие, даже те, кто жил в далёких землях. Эта картина больше всего соответствует правлению Давида и Соломона. Во время их царствования Израиль достиг своего величайшего всемирного влияния.

Стихи 12, 13. В результате непослушания и неповиновения лоза была вырвана с корнем, отчего погибли некогда крепкие и здоровые ветви. Как часто отмечается в Писаниях, такая иссохшая лоза никуда не годится, разве что быть брошенной в огонь. “Отторгнутые крепкие ветви” — это, конечно, ссылка на Седекию, двадцатого и последнего царя иудейского. “Восточный ветер” — это вавилоняне (см. 17:6-15), которые взяли лозу и пересадили её в “землю сухую и жаждущую”, землю пленения.

Стих 14. “И вышел огонь из ствола ветвей её”. Этот разрушительный “огонь”, вышедший из одной главной ветви лозы, символизирует утрату Седекией трона. Конечно, не все беды Иудеи произошли по вине Седекии; тем не менее, он был виновен в том, что не хотел слушать Божьих пророков (особенно Иеремию). Он не исполнил свою обязанность обратить народ к Господу.

Иезекииль привёл изгнанникам достаточное свидетельство, почему они не должны были думать, что Седекия каким-то образом избавит их. Эта “плачевная песнь” о том, что не осталось ни “ветвей крепких, ни скипетра властителя”. У Иудеи не стало царя, ибо в 587(6) г. Седекия был депортирован. Божий суд завершился.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)