Приём послов как в Европе, так и на Руси, был выверен до мелочей – существовали четкие правила, которым придерживались как дипломаты, так и принимающая сторона. Но вот многие иностранцы, посещая Россию, были недовольны одной привычкой русских царей, которая казалась им неуважением к их персонам и их стране. Ведь такого у них не было.
Таинственные приспособления царей
Это сейчас многие, поздоровавшись, протирают руки салфетками или антибактериальными гелями. А тогда все смывала вода. В книге «Наблюдения о России» 1674 года Эрик Пальмквист, посол Швеции, изобразил весьма интересный для шведов (да вообще для европейцев) рисунок. Дело было во время визита шведских дипломатов к царю Алексею Михайловичу Романову.
Шведы заметили. Что помимо привычных царских атрибутов рядом с царским троном стоит кувшин с водой и чаша, накрытая полотенцем. Про этот непонятный для иностранцев набор писал не только Пальмквист, но и другие послы и путешественники, которые приезжали к разным российским государям. Например, про полотенце и кувшин писали дипломаты Антонио Поссевино из Италии, Сигизмунд фон Герберштейн из Австрии, немецкий географ и историк Адам Олеарий.
Визитерам эти предметы казались совершенно неуместными, к тому же привлекающими внимание, ведь после того, как послы почтительно прикладывались к руке царя, последний сразу направлялся к кувшину. Да и зачем вообще мыть руки? Неужели русские цари так брезгуют иностранными послами, что сразу бегут руки мыть после церемонии?
«Нечистые»
Здесь сразу два объяснения, причем, как в прямом, так и в переносном смысле слова «нечистый». Прямое – в те времена народ косили нескончаемые эпидемии, особенно много их было в кишащей нечистотами Европе. Цари и их окружение, конечно же, знали об этом и сразу мыли руки – мало ли что… Правда, это не до конца объясняло то, почему омовение происходило почти в ту же минуту, как послы прикоснутся к руке государя.
В книге Глеба Носовского «Царский Рим в междуречье Оки и Волги» (кстати, он придерживается псевдонаучной теории «Новая хронология» - потому, есть сомнения) этот обычай объясняется тем, что в православии «правильными христианами» были лишь те, кого крестили, троекратно погружая в воду. А те, кто был крещен только окроплением головы (католики крестят так), считались безбожниками и нехристями – то есть это «нечистые».
Именно так и зародилась антитеза, что европейцы – грязные, а русские – чистые. Потом, многие века «религиозная чистота» на руси была доминирующим понятием – и этим можно объяснить мытье «чистого» царя сразу после того, как к нему прикоснутся губы «нечистых» иностранцев. Между прочим, Носовский считает, что именно этим русские государи подчеркивали свое превосходство – так что основания для обиды у послов, по сути, были.
Как выглядел рукомойник
Интересен тот факт, что иностранцы, описавшие рукомойник русского царя, процедуру омовения рук, как таковую, даже не видели. Например, Поссевино оставил описание кувшина, но «зловредную процедуру омовения» Иван Грозный совершал уже после ухода посла. Олеарий, бывший послом в Московии в 1634 году, тоже не видел, чтобы при нем царь мыл руки. Однако описывал ее, копируя слова Поссевино и Герберштейна. А вот рисунок у него другой – кувшин больше напоминает восточный кумган, и стоит он не в тазу, а на блюде, вряд ли подходящем для мытья рук.
Может быть, иностранцы принимали за рукомойник «гордых русских царей» просто кувшинчики с медом или вином? Эту версию может подтверждать тот факт, что все вышеупомянутые послы потерпели неудачу в России, и пытаясь оправдаться, придумали «унизительную процедуру мытья рук». А остальные просто пересказывали услышанное, в очередной раз говоря о «дикости и непокорности» русских.