В продолжение темы "На сломе эпох. О переходе от советского прошлого к рыночной экономике" - Начало здесь и здесь.
Долго ли, скоро ли, но отпуск после замечательного кругосветного путешествия подошел к концу, и в отделе кадров мудро решили направить меня снова на балкер, чтобы полученный ранее опыт не пропадал даром. Да я и не возражал, дальние плавания мне пришлись по нраву, не то что морской трамвайчик, с ежедневными приходами-отходами.
И вот я достал диск с видео тридцатилетней давности. Качество такое, что можно смело показывать кадры, не опасаясь, что кто-то узнает себя и пожалуется на публикацию их фотографий без личного согласия. Поэтому решил дополнить старую публикацию изображениями действующих лиц.
Но сначала немного истории по теме сравнения советской системы на судне с буржуйской.
Первое, что мне бросилось в глаза по возвращению из-под флага на отечественный флот – это наличие женского персонала на борту.
Вот они, красатульки. Одна из них – героиня статьи о любовном треугольнике. Не буду показывать пальцем. Каждый может выбрать на своё усмотрение. Свои догадки присылайте в комментариях.
Несомненно, женщины создают на судне особую атмосферу, домашний уют, но порой создают и некоторую напряженность в отношениях. Отдельная польза от женщин – регулярная лепка пельменей, которую в чисто мужских экипажах я что-то не наблюдал, или настолько редко, что совсем стерлось из памяти.
Но большинство брутальных самцов на судне присутствию женщин не рады. Это проявилось, например, при обсуждении распределения валюты за подготовку трюмов к погрузке. Дело в том, что женщины непосредственно в работах участия не принимали. Правда, они старались помочь мужской части коллектива отдохнуть после работ. Я имел ввиду не тех счастливчиков, которым женщины помогали индивидуально, а весь экипаж, которому женщины накрывали дополнительно чаепития. Но неблагодарные мужики на обще-судовом собрании ставили вопрос, чтобы женщинам не платить вообще или хотя бы урезать оплату за зачистку трюмов. Результатов не помню, меня финансовые вопросы всегда мало интересовали.
Другое отличие – флаг. Правда, к моменту моего прибытия на судно флаг был уже поднят новый, российский.
Обнаруженный в кладовке запасной гафельный флаг СССР я изъял при очередной инвентаризации за ненадобностью – такого государства больше не стало на карте мира. Использую его только по великим праздникам на своем участке в деревне.
Следующее отличие – оплата труда. Буржуи нам платили в долларах США, в более позднее время – иногда в Евро. На отечественном флоте платят соответственно в самой твердой валюте – в рублях. Но для заходов в загранпорты выделяют и какую-нибудь другую валюту – пропорционально отработанному за границей времени. Тут тоже возник конфуз на сломе эпох. Дело в том, что СССР уже не было. Порт Мариуполь, куда мы зашли под погрузку металлопроката, принадлежал уже Украине. Но он же присутствовал в действующем перечне советских портов, который не торопились отменять, поэтому выплата валюты прерывалась до отхода из этого якобы ещё советского порта.
При этом обслуживанием судна уже занимался Инмортранс, наряду с другими иностранными судами. Хотя по старой привычке к нам нагрянул пожарный инспектор, горя желанием накопать замечаний по пожарной части и надеясь получить с нас достойный его трудов магарыч. Я вынужден был его разочаровать. Сказал, что мы пожарный осмотр не заказывали. Заграница, так заграница. Все инспекции через агента согласно заявки судна. Он поскрежетал зубами, но так и покинул борт не солоно хлебавши. (то есть не опохмелившись)
Торгмортранс тоже хотел поживиться на иностранном судне. Они прислали нам прайс-лист с ценами в долларах, на высоком европейском уровне. Я посмотрел цены и решил, что если уж брать по европейским ценам, так настоящие европейские продукты. Потерпим недельку... Но терпеть не пришлось. Появившиеся в тот период частники выручили. Местный новоявленный шипчандлер предложил съездить на местный же рынок и закупить продукты там. Что мы и сделали. Поменяв доллары на гривны, мы получили такую сумму, что и свежих продуктов набрали навалом раз в пять дешевле, чем у Тормортранса, и шипчандлеру заплатили за услуги и пивка попили с вялеными бычками пред отъездом на судно.
А тем временем на судне шла передача дел капитанами, о которой я рассказывал ранее. Пока старый капитан не покинул судно, тороплюсь поместить его фотографию. Вот она:
Просто молодец. И чем он не угодил нашей такой привередливой буфетчице?
А вот фото его более удачливого соперника:
Довольно невзрачный. Но моложе капитана лет на 15 – 20. Всё-таки девушки в советское время были более нравственные, выбирали партнеров примерно своего возраста. Это уже при демократии женщины вдруг все стали влюбляться в мужчин зрелого возраста, но имеющими вес не только в буквальном смысле слова, а также соответствующий материальный достаток. Так ли уж бескорыстна такая любовь? Что вы об этом думаете?
После выхода из Мариуполя... об этом в следующий раз.
Спасибо за прочтение и комментарии.