Дорогие читатели! Прежде, чем вы начнёте читать мой рассказ, я прошу прощения у знатоков истории создания вокально-инструментальных ансамблей в Иваново, моём родном городе. Прошло много времени с той поры, забылись некоторые имена и даты. Да и знатоком в этой области я себя не считаю.
Эта история – результат моих воспоминаний о встречах с людьми, которые учились со мной в одном институте, жили в одном доме или учились в одной школе. Моя история - серенада моей далёкой юности.
*****
1967 год. Бал первокурсников в родном ИХТИ (Ивановский химико-технологический институт). Происходило мероприятие в самой большой аудитории- первой. В ней мог разместиться целый поток студентов, и построена аудитория была на манер амфитеатра.
Кафедра заменяла сцену. Перед нами выступали студенты, преподаватели. Из всех выступлений, я запомнила речь заместителя декана неорганического факультета, неподражаемой Антонины Александровны Моздаковой. Яркая, красивая женщина, отличная дикция и тёплые слова, сказанные ей в тот вечер, добавляли настроения и радости. Впереди ждала первокурсников студенческая беззаботная жизнь.
Потом был концерт, выступали танцоры, чтецы, было много музыки и песен. Но в моей памяти, к сожалению, сохранилось только окончание концерта - выступление известного в городе вокально-инструментального ансамбля нашего вуза «Серенада».
*****
Кафедру освободили от лишней мебели. На сцену выносили инструменты, колонки, подключали какие-то провода. Ребята-музыканты настраивали свои инструменты…
Сердце забилось, в предчувствии чего-то необычного, волшебного.
Наконец, сцена приготовлена к выступлению. Ребята, помогавшие музыкантам, освободили сцену, сели в первом ряду. Им на смену вышел молодой человек, в строгом костюме, среднего роста, в затемнённых очках. Бережно и нежно взял в руки гитару, встал поодаль от микрофона.
Конферансье радостным и взволнованным голосом объявил:
- Ребята, а сейчас выступит для вас самый лучший и знаменитый вокально-инструментальный ансамбль «Серенада», основанный на базе нашего вуза и его руководитель Александр Ким, встречайте!
Зал взорвался аплодисментами! Я тоже хлопала в ладоши от всей души, и ждала чуда.
А Саша прошёлся по струнам, заиграл. Я в первый раз слышала вживую звучание электроинструментов, и это было божественно.
Музыка взвилась ввысь. Сквозь открытые окна она рвалась на улицу, звала за собой. Гитара в руках музыканта смеялась и плакала, грустила и радовалась.
Я летела с музыкой в небо, к облакам и дальше, дальше к звёздам... Меня охватывала дрожь, мурашки бежали по коже и слёзы текли по щекам…
Мелодия оборвалась неожиданно. Все встали и долго аплодировали Александру. Музыкант поклонился, на сцену вышли его товарищи по ансамблю в таких же строгих одеждах, очень серьёзные и симпатичные.
Саша представил каждого. Были названы: Владимир Игитханов, Мати Пыльдсаар, Владимир Ситанов (гитара соло), Эрманис (по-моему Юрис его звали). Я помню не все имена, может быть кто-то из ребят позже пришёл в ансамбль.
Пела с ребятами на этом балу Таня Шлегель, была ли она солисткой Серенады, я не знаю, но вот про трио – Ким, Игитханов, Шлегель я слышала.
Правда, это было до создания Александром его знаменитого ВИА.
После концерта – танцы в коридоре под аккомпанемент Серенады! Вспоминаю, что я почти не танцевала, была полностью поглощена музыкой. Сидела на подоконнике за углом и слушала.
Для меня выступление «Серенады» тогда произвело такое сильное впечатление, как если бы я сейчас услышала со сцены выступление Битлз или Квин. Я не преувеличиваю, до этого концерта слушала музыку по радио, да по телевизору, а вживую - только в цирке, да в музкомедии.
Помню, как еду в троллейбусе домой. Контролёр спрашивает билет, а я понять его никак не могу, какой билет ему нужен…
С этого выступления я не пропускала концерты моей «Серенады». В Дом учителя ходила, как на работу. Танцевать не хотелось, сяду в уголок и сижу с закрытыми глазами, слушаю.
*****
Через год или чуть позже часть ребят из ансамбля окончили институт, и Серенады не стало. Я очень жалела об этом.
На смену пришёл коллектив ВИА «Юность».
Отрывок из воспоминаний заведующего кафедрой информационных технологий ИГХТУ профессора Сергея Петровича Бобкова.
«– К нашей с вами гордости первый в городе такой ансамбль был организован в ИХТИ. Это знаменитая «Серенада» (руководитель Александр Ким), которая в те годы была лидером молодежного музыкального движения в Иванове. Основу коллектива составляли студенты механического факультета. Наш коллектив ВИА «Юность» пришел на смену старшим товарищам в 1968 году и, хотя это несколько нескромно, мы первенствовал в ИХТИ до 1972 года, когда костяк группы закончил вуз, и мы естественным образом распались.
Мои воспоминания относятся к периоду с 1967 по 1972 годы, когда я был студентом механического факультета ИХТИ.
Инструментальный состав «Юности» был традиционным: три гитары (соло-, ритм- и бас-гитара), клавишные и ударные. Большинство ребят были студентами-автоматчиками. В концертных номерах участвовали и отдельные солисты. Была и девушка. Она училась на факультете иностранных языков ИвПИ и помимо хорошего вокала прекрасно знала английский и здо́рово помогала нам в переводах текстов и правильном произношении иностранных слов. Практически все годы существования коллектива на бас-гитаре играл Александр Самарский, ныне доцент кафедры ТКиА. Я не могу не упомянуть его персонально еще хотя бы и потому, что уже в то время Саша великолепно разбирался в электронике, и многое в аппаратуре было сделано его руками, а кое-что было и придумано, и собрано им самим».
Позже, я подружилась с Володей Ситановым и до сих пор помню его. Очень приветливый, добрый и мягкий парень. Удивительный человек без тени зазнайства. Позже, когда он уже был в составе трио «Меридиан», выступал на телевидении, гастролировал за рубежом и по Союзу, мы случайно встретились в Москве.
Встретились, как добрые друзья, как будто и не было длительной разлуки. Это был мой друг Вовка Ситанов, а не известный на всю страну «меридиановец». Мы расцеловались, долго вспоминали студенческие годы. Светлая память Володе, моему другу и талантливому певцу и музыканту!
Вот и Надя Лукашевич (солистка трио «Меридиан) с большой теплотой вспоминает о Володе:
«– Володя… У него был удивительный русский тенор – высокий, мягкий, красивый. Он поражал игрой на гитаре, двенадцатиструнке. Об оплетку обдираешь кожу на пальцах. Когда мы готовили цикл на стихи Гарсии Лорки для записи на телевидении (музыку написал Сергей Ткачёв), нужна была виртуозная испанская гитара. И вот Вовка так нарепетировался, что у него безымянный палец левой руки перестал разгибаться. Когда мы выступали или делали записи, музыканты удивлялись его уникальному способу извлечения звука. Он был гитаристом от Бога. А эта битломания (мы обожали «Битлз») – она присутствует во всём нашем сопровождении гитарном».
А идею создания ансамбля «Меридиан» подал неугомонный Володя Ситанов.
«Он позвал в новое трио звонкоголосую студентку ИХТИ Надю Лукашевич и своего приятеля из ИвГУ Колю Сметанина. За две недели отрепетировали программу. И на конкурсе ребята неожиданно для себя заняли первое место. Это открыло дорогу на Всесоюзный фестиваль самодеятельности, где «Меридиан» тоже стал лауреатом.
И дальше этим победам не было конца и края… В репертуаре ансамбля свыше 200 произведений, некоторые из которых – саундтреки к известным кинофильмам. «Меридиан» – уникальное явление отечественной музыкальной сцены и гордость Химтеха».
Но «Меридиан» - это отдельная история. Ребята работали с Микаэлом Таривердиевым (записали пластинку «Песни Микаэла Таривердиева поет трио «Меридиан»), Алексеем Рыбниковым (спели «Романс морских офицеров» раньше, чем он прозвучал на сцене Ленкома в спектакле «Юнона и Авось»). Надя Лукашевич снялась в одной из главных ролей в фильме «Торпедоносцы». Они были очень известны в стране.
*****
Я хорошо знала и Мати Пыльдсаара (смотрите второе фото, Мати четвёртый слева направо). Мы работали в одной лаборатории, только занимались разными делами: я готовилась к защите диплома, а Мати готовился к защите кандидатской диссертации под руководством так любимого мной Архипова Михаила Ивановича, заведующего кафедрой лаков, красок и лакокрасочных покрытий.
Мне частенько вспоминается, как однажды дверь в лабораторию, где мы работали, открыла немолодая женщина.
- Извините, мне нужен Митя Пыльца. Он здесь работает?
Когда женщина вышла, Мати захохотал, а потом и я с ним. Так я Митей его долго звала.
*****
Был популярен в те годы и ансамбль «Мелодия», с которого началась эпоха вокально-инструментальных ансамблей в нашем городе. Оказалось, что и там у меня был «свой человек» - Витя Шадрин. Мы учились в параллельных классах. После восьмого Витя поступил в музыкальное училище.
Вот он на снимке, третий слева.
После школы мы редко виделись, а встретились у дома, где жила моя мама. Витя с семьёй жил в соседнем с ней подъезде. Приезжая в Иваново виделись с ним, интересовались жизнью друг друга.
В ансамбле пела моя близкая знакомая Лариса Баландина. Её я знала с детства. Лариса пела на школьных праздниках, был у девочки нежный, чуть дрожащий голос, немного необычный.
Я даже песни помню, которые она пела, правда, слова почти забыла - «Письмо с границы» и «Спи, Наташа».
Я служу на границе,
Где полярная мгла.
Ветер в окна стучится,
Путь метель замела.
К нежной, ласковой самой,
Я письмо своё шлю.
Мама, милая мама,
Как тебя я люблю.
**
…Кто-то, позабыв страдания,
Хочет дать дорогу палачу.
Это я тебе пою - Британия!
Я тебе - Америка, кричу!
Это я тебе пою - Британия!
Я тебе - Америка, кричу!
Дайте спать спокойно детям нашим!
Чтоб забылась черная беда!
Чтобы Джерри, Шерри, и Наташе,
Не слыхать тревоги никогда!
Чтобы Джерри, Шерри, и Наташе,
Не слыхать тревоги никогда!
Нет на свете краше маленькой Наташи,
Нам с тобой не страшен серый волк в степи.
Ты закрой ресницы, пусть тебе приснится,
Золотая птица, спи, Наташа, спи.
Ты закрой ресницы, пусть тебе приснится,
Золотая птица, спи, Наташа, спи.
Наши учителя рыдали, слушая Ларису, а я её обожала так, как может только восьмилетняя девчонка. Но вокруг было много поклонников, меня девочка не знала.
И всё-таки «судьба играет человеком». Лариса поступила в наш химтех, на год позже меня. Вот мы и познакомились! Жили в районе Лежневского шоссе, ездили на одном транспорте, перед лекциями успевали выпить кофейку с эклером.
Я не переставала поклоняться Ларисе, вернее её голосу, старалась подражать, чаще в одежде, голос-то не появится, как ни старайся подражать.
Лариса с ансамблем уже побывала заграницей, одевалась «модненько», так она сама выражалась. Было у неё пальто с капюшоном, коих у нас ещё не продавали. Но у меня была мама, которая могла сотворить чудо, и сотворила, сшив мне пальто, почти как у Ларисы.
Очень я была довольна, когда шла рядом с самой Баландиной, да ещё в таком же «модненьком» пальто!
*****
Прочитала написанное, и удивилась. Я не была меломанкой никогда, но так близко оказывалась с людьми из мира музыки. Наверное, внутри меня сидела эта любовь, и вырвалась в положенное время.