Вот еще одна история, рассказанная Сальвадором Дали о себе, Зигмунде Фрейде и Стефане Цвейге.
И неуместны здесь никакие заумные фразы, глубокие анализы и напыщенные речи. Поскольку сами герои, их имена и поступки затмевают любой искусственный пафос.
⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓
Небольшая предыстория.
Известно, что Дали почитал Фрейда превыше всего и превыше всех. Мир он воспринимал через призму Зигмунда Фрейда, как истинный сюрреалист, и рисовал картины по «фрейдистскому» методу – в еще не совсем проснувшемся состоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидений.
По признанию Дали, для него мир идей Фрейда означал столько же, сколько мир Писания означал для средневековых художников или мир античной мифологии – для Ренессанса.
Дали всегда мечтал о встрече с великим Зигмундом, и она состоялась. Один раз, в 1938 году. По просьбе Стефана Цвейга. Эта встреча была короткой, но за это время они успели оценить друг друга. Фрейд написал позже: «До тех пор я был склонен смотреть на сюрреалистов как на абсолютных чудаков, причем 95% из них – обычные алкоголики. Однако этот молодой испанец с его искренними и фанатичными глазами и неоспоримым техническим мастерством заставил меня изменить свое мнение».
А Дали не переставал делать наброски портрета ученого. Кроме портрета сохранился и рисунок черепа Фрейда. Дали сравнивал его с бургундской улиткой, что означало следующее: «Если хочешь проглотить мысль Фрейда, ее надо выковыривать иглой. Вот тогда удастся вытащить ее целиком. В противном случае она оборвется, и с этим уже ничего не поделаешь, конца вам не видать никогда».
⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓
А вот с самим портретом произошла непростая история.
В начале 40-х Дали и Галá гостили у четы Цвейгов в Бразилии. Дали не терпелось узнать, что же сказал Фрейд, когда получил от Цвейга этот портрет.
– Он ему очень понравился! – был короткий ответ Цвейга.
Дали продолжал расспрашивать, но писатель либо уходил от ответа, либо погружался в свои мысли.
– Он высоко оценил «тонкость рисунка», – добавил Цвейг.
И вернулся к основной теме разговора. Ему очень хотелось, чтобы Дали с женой переехали жить в Бразилию в их дом. Цвейг не просто просил, а умолял, обольщая художника тропической экзотикой и огромными размерами бразильских бабочек. Ни то, ни другое Дали не любил и вежливо отказался.
Писатель долго сокрушался и дошел почти до отчаяния. Он так и не смог смириться с упрямством Дали и оставил ему подробнейшим образом записанный адрес. Создавалось впечатление, что переезд четы Дали в Бразилию был для Цвейгов вопросом жизни и смерти!
⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓
Спустя два месяца до Дали дошла весть о двойном самоубийстве Цвейгов в Бразилии. Тела Стефана и Шарлотты были найдены 23 февраля. Они лежали на двух узких диванах, сдвинутых вместе, и держали друг друга за руки.
И только после издания книги Цвейга «Вчерашний мир» Дали смог узнать о судьбе своего рисунка. Об этом он прочитал в заключении к книге.
Фрейду так и не довелось увидеть свой портрет. Цвейг говорил Дали неправду, но из самых лучших, благочестивых побуждений. Он увидел, что портрет предвещал близкую смерть Фрейда. И, зная, что тот неизлечимо болен раком, не решался его показать, чтобы не причинить своему другу ненужных волнений.
⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓⁓
Добавить мне нечего…
Просто скажу, что я постаралась сохранить удивительно-трогательный и человечный стиль дневника Сальвадора Дали в изложении этой истории. Художник открылся для меня с неожиданной стороны…