Девятого июня 1980 года подразделения 860-го отдельного мотострелкового полка в Афганистане совершили марш-бросок к подножию горы Санги Дуздан (или как её называли наши – «Зуб»). На следующий день с помощью серьёзной войсковой операции планировалось выбить из её недр бандитов полевого командира Гульдода. Полк должен был сыграть в этом важную роль.
Гульдод был профессиональным военным, по стечению обстоятельств окончил ранее в СССР военную академию Фрунзе. К тому же обосновался на этой горе на выгодных позициях. Высота её составляла 2700 м. Внутри было множество пещер и нор, которые веками служили убежищем душманам. Это была природная крепость.
На следующий день непосредственно перед наступлением гору «обработали» ракетно-бомбовыми ударами, потом из «градов». 1-й и 2-й мотострелковые батальоны из полка двинулись по утверждённым маршрутам. Сверху их прикрывали вертолёты. Бойцы шли вверх в колонне по одному. Стояла летняя афганская жара. А каждый из солдат шёл в полной боевой амуниции, таща на себе оружие, запасной боекомплект и минимум воды.
Во второй половине дня большая часть второго батальона получили солнечный удар, катастрофически не хватало воды. Командир полка, Артуш Арутюнян, командовавший боем с командного пункта на ближайшей горе, организовал доставку воды вертолётами. Канистры спускали на телефонном кабеле или просто сбрасывали. Но в связи с растянутостью бойцов по горе, вода доходила не всем.
До следующего дня атаку прекратили. Все ночи, когда стихало пешее наступление, безостановочно работали вертолёты. Лётчики подвешивали как можно больше бомб, специально оставаясь в кабине по одному.
Утром начальник политотдела отправился во 2-й батальон и доложил Арутюняну, что состояние бойцов ещё хуже, чем предполагалось. Поэтому нужен отдых и много воды.
…Для 1-го МСБ дорога на гору была достаточно «проторенной». Они уже дважды пытались одолеть эту крепость безрезультатно. Так получалось, что всегда первыми шли бойцы 3 взвода 1-й роты. Его командир Лев Зиновьев смог сделать из своих ребят сплочённую боевую команду, невзирая на то, что служили у него целых 19 национальностей, включая китайца. После трёх суток безуспешных атак именно они и поднялись первыми на гору.
Наверху пустили красную и зелёную ракету, обозначая, что добрались удачно. Но наши от волнения перепутали сигналы, решив, что головную группу взяли душманы. Лупили по горе минут 10. Когда затихло, из нор стали выскакивать «духи» прямо на наших бойцов, не ожидая здесь кого-то встретить. Разгорелся бой.
Враг, решив, что «шурави» полностью овладели горой, быстро стали спускаться вниз. А там их уже встретили наши батальоны.
В пещерах обнаружили множество оружия и боеприпасов, массу продовольствия и даже собственное знамя и печать полевого командира. Умудрились даже организовать в пещерах условия для почти 50-ти коров. В первые дни операции Гульдод лично возглавлял оборону базы, но потом сбежал.
В результате боевых действий наши солдаты ликвидировали более двухсот душманов. Взяли в плен 50 ближайших подручных боевика. Захватили горную пушку, миномёт и большое количество оружия и боеприпасов разных стран производства.
Фактически именно бойцы взвода Зиновьева обеспечили успех операции, которая прошла с минимальными потерями. У него в этот день был день рождения. Получил два ранения и остался жив, повезло.
25 июня его отправили в Союз. За участие в Афганистане в 28 боях Лев Петрович Зиновьев получил только медаль «За боевые заслуги». Дослужился до подполковника. Его бывший командир Сергей Андрианов до сих пор не может простить себе, что за ту операцию так и не смог добиться присвоения талантливому офицеру звания Героя Советского Союза.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.