На фоне событий последних дней (я про попытку госпреворота и мятеж Пригожина с командой) я как-то упустил из виду одного человечка. Но сегодня вспомнил, о нем и поговорим.
Кто такой Константин Эрнст, думаю, знают все. Начинал нынешний гендиректор «Первого канала» с программы «Взгляд» на ОРТ. В 1995-ом, когда не стало Листьева, Березовский предложил кресло генерального Эрнсту, но тот отказался, зато согласился стать генеральным продюсером. А вот в 1999-ом сел в кресло гендиректора.
Сегодня «Первый канал» — это главная пропагандистская площадка страны. Там, например, Скабеева с мужем учат народ патриотизму. Соответственно, Константин Львович тоже стал главным пропагандистом, за что и получил Госпремию.
Но не пропагандизмом единым, как оказалось, живет Константин Львович. Кто-то слышал про «Архив Пандоры»? Это международная организация журналистов-расследователей, которые собрали почти 12 млн документов о владельцах офшоров.
Так вот, согласно данным «Архива», Эрнст владеет 47% компании Moscow Dvorik Ltd, зарегистрированной на Виргинских островах. Moscow Dvorik, в свою очередь, является владельцем ООО «Эдисонэнерго», которое полностью контролируется банком ВТБ. То есть Андрей Костин в доле с Эрнстом. В июне 2016-го уставной капитал «Эдисонэнерго» увеличился с 10 000 до 6.7 миллиардов рублей. Без банка Костина такое не могло произойти.
Журналист-расследователь Игорь Вашкевич считает, что Костин с Эрнстом выводят деньги «Первого канала» за рубеж, ведь «Эдисонэнерго» с 2015-го, согласно финансовым отчетам, не имеет прибыли, а в прошлом году компания показала убыток на 1.7 млрд. р.
Финансы из «Первого» могут уходить через Vela Digital Media (VDM), зарегистрированную на Кипре. Кстати, эта компания распространяет продукцию телеканала в Штатах, Канаде, Израиле и ещё в двух десятках стран мира. Руководит компанией Андрей Шляховой — банкир, который сбежал из России.
В 2021-ом выручка «Первого» составила 28 млрд р., то есть увеличилась на 11% по сравнению с 2020-ым. Но прибыль удивительным образом снизилась на 91%, дойдя до 581 млн р. То есть главный канал России «съедает» бюджетные деньги.
У Эрнста есть ещё компания «Экримтор», которая тоже с 2015-го о 2021-ый работала в ноль: ни выручки, ни прибыли. Матери Эрнста, Светлане Головиновой принадлежат ООО «Юста Лайн», «Кросс Лайн», «Моне» и «Шинок». У них есть общаяя черта — выручка растет, но компании работают в убыток.
Ивашкевич считает, что в «Экримтор» уходили деньги «Первого».
В общем, Константин Львович весь оброс офшорными фирмочками, которые вроде бы и прибыль не приносят (по документам), но все равно нужны. Схема взаимодействия с банком ВТБ — прекрасная задумка, ведь силовики в госбанк не сунутся. Туда даже Набиуллиной нос запрещено совать. А после того, как лично Владимир Путин вручил Эрнсту 12 июня Государственную премию, так у него вообще неприкосновенность появилась.
Это, что касается бизнеса Эрнста. Едем дальше. Вообще, чтобы поддерживать звание главного пропагандиста страны и быть в тренде, Эрнст должен периодически ругать Запад и ненавистную Америку. Именно это и решил сделать Львович на форуме. Наш лауреат 15 июня выступил на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Да как выступил!
Вроде бы и поругал американцев, но при этом плюнул в советское прошлое, не подумав даже, что плевок обернется против него. Народ тут же принялся сравнивать, какие фильмы сняла Горьковская киностудия, и что такого шедеврального снял Эрнст.
Горьковская киностудия, которая существует с 1915-го, сняла «Печки-лавочки» Шукшина, «А зори здесь тихие» — картина была номинирована на «Оскара». «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Молодая гвардия», «Добровольцы», «Ошибка резидента», «Пираты XX века» и многие другие, которые люди до сих пор помнят и любят.
А что снял «Эрнст»? Да он же снял фильм века «Вызов», — возразят мне фанаты Львовича. Точно! Как я мог такое забыть? Ведь сопродюсером картины был всем известный специалист в области космонавтики Дмитрий Рогозин. Там же и Юлия Пересильд снялась, которая до сих пор рекламирует бургеры в скафандре. Да, Юле тоже президент дал госпремию.(?)
Кстати, фильм получился провальный с точки зрения кассовых сборов. На съемки государство выделило 1.5 млрд рублей. За две недели проката собрали 1 млрд р., из которых половину забрали кинотеатры, 20% дистрибьюторы. Осталось 300 млн рублей — это не прибыль, а убыток!
А теперь давайте посмотрим, какие сборы у голливудских фильмов в России:
- «Веном» в России заработал 2 млрд р.
- «Человек-паук: Нет пути домой» — 2 млрд р.
- «Мстители: Финал» — 2.7 млрд р.
Получается, не может Эрнст снимать хорошие фильмы, зато с бизнесом все в порядке. Роман Анин, журналист-расследователь:
В общем, по-моему, это Эрнст собирает на «Первом канале» то, что он сказал в адрес киностудии Горького. Там и Познер одно время обосновался, и Ургант, пока оба потом не сбежали. Правда, Эрнст очень хочет вернуть Урганта назад, но пока не получается.