Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 11. «Философские странички профессии...». Тексты 151-200

Со всеми сериями и другими произведениями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA

151. Картина мира, качественное состояние общества, характер и назначение профессий, в общем-то, со временем почти не меняются, меняются только комментарии и интерпретации того, что остаётся почти незыблемым для жизни человеческой…

152. Для любого из нас в школе, всегда найдутся 1-2 человека, встреча с которыми приносит больше неприятностей, чем радости общения. И если мы их как-то минуем в своей школьной жизни, т.е., не станем общаться с ними близко, – считайте, что нам повезло, и мы спасены, и нас кто-то охраняет в этом мире...

153. По всей видимости, принимая на себя внутреннюю ответственность за выбранную нами форму поведения в школе или за качество средств достижения какой-то цели в ней, мы думаем, что руководствуемся в своём решении полным отсутствием какого-либо значительного внешнего давления на нас. Например, хорошего вознаграждения, которое само по себе, безусловно является одним из видов такого внешнего давления. Однако, надо понимать, что давление обстоятельств, конечно, может заставить нас совершить определённые действия или поступки, сказать слова принципиальной важности, но оно никак не может принудить нас принять на себя внутреннюю ответственность за эти действия, поступки и слова. И это совсем не философия, а некая тонкость в наших взаимоотношениях в школе с кем бы то ни было, и которую разумнее бы было всегда иметь в виду при общении в ней…

154. Какое есть у нас основание думать, что в идущих за нами поколениях худших чем мы граждан, непременно и обязательно победит добро? А если эти идущие за нами поколения не хуже, а по всей видимости даже в чём-то и лучше нас, то почему мы так упорно продолжаем ждать от них будущего зла?.. В чём дело? В зависти к жизни позже родившихся? Потому, что они всё равно хуже нас? Или как?..

155. Ни один из нас не в состоянии осознать свою жизнь целиком. О многих мыслях, чувствах, проектах, начинаниях мы даже и не успеваем задумываться, что они в нас есть. И вот здесь-то, наличие хорошей и доброй человеческой и профессиональной дружбы и может сотворить чудеса…

156. Удивительно конечно, но в древней китайской мудрости Время рассматривается как неограниченное повторение одних и тех же событий, только с новыми участниками и в новых обстоятельствах...

157. Как прекрасной музыкой нельзя наслушаться, так и прекрасной педагогикой нельзя налюбоваться…

158. Популярное – совсем не означает дурновкусие, малоценность или ненаучность... Популярное – всегда только повсеместное, всюду и везде, и именно сейчас бывает востребованным нами…

159. Дело в том, что мы воспринимаем действительность всегда через интерпретацию её каждым из нас. И можно твёрдо утверждать, что как она выглядит реально – однозначный ответ трудно найти…

160. В педагогическом самовоспитании, ничто нас так не научает, как осознание своих педагогических ошибок и слабых знаний в себе. И сказать к слову – это одно из главных условий любого самовоспитания...

161. Наше поклонение профессиональным авторитетам всегда выражается в том, что мы сами становимся от этого более профессиональными…

162. Известно, что наше душевное равновесие, спокойствие и радость бытия и работы в жизни зависят совсем не от того, где мы находимся в профессии, что мы имеем по жизни, какое положение в обществе занимаем или как общество относится к нашей работе и др. похожее, а исключительно от нашего собственного умонастроения и отношения к действительности…

163. Чем больше всё меняется вокруг нас, тем больше всего остаётся в нас по-старому...

164. Жизнь в профессии без спецзнаний, да ещё и за смешные, но деньги, – есть подобие прыжков с высоты с ненадёжно работающим парашютом...

165. Преподаватель – тот, кто учит, а учитель – тот, у кого учатся...

166. Умение слушать собеседника – у преподавателя порою теряется, и это происходит с ним чаще всего тогда, когда он уже приобретёт азы умения говорить с людьми…

167. Можно ли накладывать административную пеню на педагогический долг преподавателя, ненадлежаще им исполняемый?..

168. Трагедия невежественного будущего для некоторых из нас заключается в том, что в молодости, мы обычно не считаем, что ничего не знаем. Более того, принято думать: чем меньше мы в этом возрасте знаем, тем больше мы убеждены в своём всезнании... А ведь это не так… Да и наше будущее уже подпирает…

169. Для некоторых из нас, педагогическая власть над учащимися и их родителями в школе является, может быть, самым сильным возбуждающим средством в профессии…

170. Вообще-то говоря, можно смело утверждать, что высшая задача таланта преподавателя заключается не только в том, чтобы своими действиями в школе давать учащимся необходимые музыкальные знания и культуру, но и помогать им понимать смысл и цену жизни…

171. Для одних из нас, педагогический стиль – это сложный способ обучать детей даже азам музыкального исполнительства, для других – это простой способ обучать детей сложному искусству игры на музыкальном инструменте…

172. В большинстве своём, мы совсем не готовим своих учеников к навыкам в современной культурной жизни. Скорее и чаще, у нас получается отрешение их от музыки в жизни…

173. Часто преподавателю приходится искать хоть какой-нибудь образовательный смысл в бессмыслице учебного отношения ученика к учёбе. И в этом есть одна из неприятных обязанностей преподавателя, ибо найти смысл в разумном – это гораздо приятнее и продуктивнее…

174. Учебные факты в школе считаются упрямыми до тех пор, пока не перестанут подтверждать чьих-то действий и поступков в ней; тогда они уже переходят в статус простых наговоров и бредней, и перестают быть фактами заслуживающими серьёзного рассмотрения…

175. Очень нередко одни из нас терпят неудачу в школе из-за того, что сложное в обучении им кажется простым, а другие, наоборот, – из-за того, что простое видится им сложным в обучении…

176. Ни один большой педагог не может не быть одновременно и немалым философом, прорицателем и мудрецом…

177. Музыка – всегдашний и исключительно тонкий посредник между миром человеческих чувств и индивидуальным восприятием мира…

178. Мы, обычно, знаем последствия многих учебных причин и обстоятельств в школе, но нам разумнее было бы знать причины и основания многих совершаемых нами профессиональных действий и поступков в ней…

179. Конечно, очень неприятно ощущать в себе, что значительная часть собственных неудач более терпима, чем комментарии по этому поводу коллег… Или нет?..

180. Счастье преподавателя – это когда его правильно понимают как участники учебного процесса, так и коллеги. Безусловно большее счастье преподавателя – когда его при этом ещё и любят те, кто доставляет ему счастье. Ну и полнейшее счастье преподавателя, должно быть, заключается в том, что за правильное понимание и любовь к себе, он отвечает тем же…

181. В отношении небывалой новизны в своих мыслях или идеях – не обольщайтесь, так как «В конце концов, не скажешь ничего уже, что не было б другими раньше сказано»[4]. А говорёно это нам, между прочим, ещё во времена до Нашей эры…

182. Известно, что сама философия, обычно, не даёт бесценных советов и рекомендаций, но изучение её даёт нам бесценные результаты в жизненных поисках…

183. Безусловно, что одно музыкальное воспитание детей, очевидно, не в состоянии сделать их более счастливыми в жизни, но, при этом все окружающие их будут, вне всякого сомнения, менее несчастными в ней…

184. Всё высокое на свете может обрести смысл для нас лишь в том случае, когда нам есть с кем поделится своими мыслями и чувствами по этому поводу… Перед самим собой метать бисер не будешь ведь... Глупо это, да и не с руки как-то…

185. Часто, педагогическая судьба посылает нам повторение опыта в профессии как будто с единственной целью – научить нас, в конце концов, тому, что мы не пожелали или были не в настроении усвоить в ней изначально и сразу…

186. Что по сравнению с Восьмой симфонией Шостаковича или Девятой симфонией Бетховена представляет собой любой альбом Каунта Бейси или Арта Блейки, Диззи Гиллеспи или Бенни Голсона? Что эти человеческие вершины духа по сравнению с мотивчиками и мелодийками, которые напевают и наигрывают нам со своих альбомчиков многочисленные певчие и музыкантики? Их творчество мизерно, но спрос у публики имеет гораздо больший...

187. Вызывает какой-то умственный дискомфорт то обстоятельство, что от человеческой натуры, которую также довелось наблюдать в преподавателях немалое время, хорошего ждать, очевидно, ещё долго придётся…

188. Нешуточные вопросы иногда могут возникать в головах некоторых из нас: а где может проходить та черта между нашей неудавшейся и счастливой жизнью? А если мы живём не вполне осознавая что делаем? А если сознаём что происходит? А если нет никакого интереса к осознанию того, что в итоге получается? А если, на наш взгляд, получается достаточно и даже много, а на чей-то – нет?.. И череда подобных вопросов велика, а достоверного ответа ни на один из них нельзя получить… Где та черта?..

189. Если мы творчески настроены от природы, то наше творчество может проявляться в любой жизненной или профессиональной сфере: конструирование нового или усовершенствование старого, вышивка или вязание, приготовление повседневной еды или изысканных блюд, живопись или ландшафтный дизайн, сочинение музыки или стремление писать рассказы, романы или что-то поэтическое... И в этом заключается огромная человеческая сущность бытия…

190. Давно известно: чем меньше профессиональной свободы у преподавателя, тем меньше у него и педагогической ответственности, и наоборот, чем больше свободы, тем больше ответственности. В то же время, что является вечно актуальным и древним парадоксом: сколь много полномочий в нас, столь мал бывает и ответ за них...

191. Все мы точно знаем, что наши знания без практики – мертвы, а невостребованные знания – бесполезны. Но все ли мы осознаём, что незнания преподавателя – не только вредны, но и опасны для детства и общества в целом...

192. Обычно, немало времени должно пройти, прежде чем мы начнём понимать, что ничто человеческое и нам не чуждо. Одно жаль, что эта естественная констатация приходит к нам для осознания в полной мере, нередко, слишком поздно…

193. Богатство жизненных или профессиональных ассоциаций в нас ещё не является свидетельством нашего богатого мировоззренческого или художественного воображения…

194. Вопрос ребром: всё-таки хорошо бы знать точно: религия сделала человека цивилизованным или он её такою приспособил под себя?..

195. Культура выпускника ДМШ – это не срок обучения в школе, а умение общаться на языке музыки и понимать её место в жизни человека…

196. Какое время ни взять, для живущих россиян – оно всегда оказывается переломным…

197. Справедливость – пожалуй, самое труднодостижимое состояние чего бы то ни было в нас как в жизни, так и в профессии, и, часто, это ещё и совершенно бесполезная, а ещё чаще, и очень опасная для себя вещь и придумка каких-то гипотетических философов…

198. Не всё, что кажется хорошим методически, оказывается хорошим в обучении, и не всё, что изначально кажется плохим, будет плохо применимо в нём…

199. Малочисленность хороших коллективов русской народной музыки, песни и танца в масштабе государства, доказывает, что наш народ необычайно беден талантливыми людьми, способными играть, петь и плясать... Или это доказывает что-то другое?..

200. Если молодость преподавателя – это время знакомства с профессией, то его педагогическая зрелость – это время, когда из того, что им профессионально узнано в молодости, он начинает делать необходимые педагогические выводы для себя…

[4] Пу́блий Тере́нций Афр (195/185-159 до н.э.) – драматург, представитель древнеримской комедии.