Найти тему
Соккар

Эпизод 5. Жизнь и смерть Панду. Пандавы

1. Миф как он есть.

Панду, как и Дхритараштра, рос при дворе в Хастинапуре. Вайшампаяна сообщает, что он был сыном Амбики и Вьясы. В Адипарве говорится, что, когда закончилось их детство, «царем сделался Панду». Наступило время жениться. На сваямваре Кунти, дочь царя Кунтибходжи, выбрала Панду. Вайшампаяна излагает историю Кунти, которая в доме Кунтибходжи так хорошо обслужила брахмана Дурвасаса, что тот даровал ей мантру, чтобы вызывать богов с целью рождения сына по ее желанию. И Кунти родила Карну от бога Сурьи, а затем к ней вернулась девственностьсказ Вайшампаяны там же и в Араньякапарве. Бхишма решил добыть Панду и вторую жену — Мадри.

Адипарва. Глава 105. Шлоки 1 — 14.

«Вайшампаяна сказал:

... И Деваврата, поехав в город мадров, купил ее тогда для Панду за огромное богатство. И устроил Бхишма свадьбу благородного Панду... Женившись, Панду, одаренный силой и решительностью, желая покорить землю, двинулся тогда на многочисленных врагов».

Рассказчик красочно повествует о победах Панду и огромных богатствах, захваченных им в походе. Победитель возвращается домой и навстречу ему выходят горожане.

Адипарва. Глава 105. Шлоки 15 — 27.

«Вайшампаяна сказал:

... И когда кауравы вместе с Бхишмой прибыли туда, они не увидели конца (тому потоку). А тот (герой), увеличивавший радость Каусальи, припав к стопам отца, почтил, как надлежало, также горожан и селян. Бхишма же от радости проливал слезы, обретя возвратившегося домой сына, который достиг своей цели, сокрушив царства своих врагов».

С разрешения Дхритараштры Панду подносит богатства Бхишме, Сатьявати, своей матери и Видуре. Потом Дхритараштра совершает великие жертвоприношения.

Адипарва. Глава 106. Шлоки 1 — 11.

«Вайшампаяна сказал:

... Затем, о бык из рода Бхараты, Панду, победивший свою усталость, сопутствуемый Кунти и Мадри, отправился жить в лес. Оставив дворцовые покои и удобные ложа, он сделался постоянным обитателем лесов, предавшись всецело охоте... А неутомимые мужи, посылаемые Дхритараштрой, доставляли ему на опушки леса пищу и другие предметы наслаждений».

Однажды Панду преследовал самца антилопы на охоте. Во время соития его с самкой он убил самца. Оказалось, что это был отшельник Киндама, который проклял Панду, сказав, что того постигнет смерть во время соития с женщиной, а сам он не сможет произвести потомство.

Сразу после этого Панду заявил, что готов вести жизнь отшельника и об этом должны быть оповещены «царевна Косалы, Видура, (прозываемый) Кшаттри, и царь со (своими) родственниками, благородная Сатьявати и Бхишма», брахманы, жрецы и прочие. В беседе с отшельниками Панду высказывает сожаление, что он бездетный.

Адипарва. Глава 111. Шлоки 11 — 17.

«Панду сказал:

Каким же образом может родиться потомство от этих моих жен таким же путем, как был я сам рожден от жен моего отца тем благородным (риши)?».

Отшельники советуют Панду совершить действия, которые предписаны ему судьбой, то, что они видят своим «дивным оком».

Между Панду и Кунти состоялась беседа, в ходе которой обе стороны высказали свое мнение, как они могут произвести потомство.

Панду сказал, что, так как сам он лишен возможности произвести потомство, то Кунти следует родить от какого-либо брахмана.

Кунти предложила ему самому произвести потомство и в качестве примера привела случай, произошедший с царем Вьюшиташвой. Когда последний умер, его жена зачала от трупа и родила сыновей — трех шальвов и четырех мадров.

Панду сказал, что сейчас существует закон, который обязывает жен и мужей быть верными друг другу, но в старину, был древний закон, по которому жены с самой ранней юности изменяли своим мужьям, и это не считалось беззаконием. Он снова предлагает своей жене зачать от какого-либо брахмана.

И тут Кунти рассказала о даре брахмана Дурвасаса.

Адипарва. Глава 113. Шлоки 31 —38.

«... прекраснобедрая Кунти ответила тогда Панду... :

«Занятая еще в юности приемом гостей в доме моего отца, я прислуживала однажды суровому брахману, которого знали под именем Дурвасас. Он исполнял суровый обет и постиг тайны закона. И его, созревшего душою, я удовлетворила всеми стараниями. И блаженный, он дал мне дар, наделенный силой волшебством. Он дал мне эту мантру и сказал мне: «Кого из богов ты ни вызовешь при помощи этой мантры, охотно или неохотно он придет по твоей воле».

И жена Панду предложила вызвать какого-нибудь бога. Панду назвал имя бога Дхармы. Сочетавшись с ним, Кунти родила в срок сына. Затем Панду предложил вызвать следующего бога. Кунти выбрала бога Ваю. И от него родила второго сына. Затем ею был вызван Шакра, от которого она родила третьего сына.

Мадри, увидев, что у Кунти родились три сына, попросила Панду, чтобы и у нее родился сын. Кунти посоветовала Мадри подумать о каком-нибудь боге и тот обязательно явится к ней. Мадри подумала об Ашвинах и те явились к ней, а от них она родила близнецов.

Адипарва. Глава 115. Шлоки 15 — 21.

«Вайшампаяна сказал:

... Обитатели Шаташринги дали им имена, сопроводив это обрядами и благословениями, о владыка народов! Сыновей Кунти назвали: старшего — Юдхиштхирой, среднего — Бхимасеной, третьего — Арджуной. Сыновей же Мадри те брахманы, радуясь в душе, назвали: родившегося первым — Накулой, а другого — Сахадевой. И они, лучшие в роду Куру, родились один после другого с промежутком в год».

Однажды Мадри, сопровождала Панду, когда он бродил по лесу. Была весна, яркая зелень и цветы радовали взгляд. У Панду зародилось желание. Он насильно сочетался с женой и «был поглощен законом времени». На погребальный костер вместе с ним взошла Мадри.

Отшельники, находящиеся в лесу, взяли Кунти, ее детей, останки двух тел и пошли в город, носящий имя слона.

Горожане встретили их у городских ворот. Но об этом нам уже известно из предыдущего эпизода.

Затем царь Дхритараштра распорядился о похоронах Панду и Мадри.

Адипарва. Глава 118. Шлоки 1 — 14.

«Дхритараштра сказал:

Вели, о Видура, устроить по-царски все погребальные обряды для Панду и особенно для Мадри, (супруги) льва царей».

Мудрый Видура вместе с Бхишмой совершили все необходимые погребальные обряды в хорошо скрытом месте.

Адипарва. Глава 118. Шлоки 5 — 22, 23 — 30.

«Вайшампаяна сказал:

... Плакали и пандавы все, а также Бхишма и Видура... Увидев тогда тела обоих их, Каусалья воскликнула: «О сын (мой)!» и мгновенно упала на землю, потеряв сознание... Рыдал Бхишма, сын Шантану, и премудрый Видура, плакали все кауравы, сильно опечаленные...».

По окончании поминок великий отшельник Вьяса сказал своей матери, что счастливые времена уже прошли, земля утратила молодость, наступило время, полное всяких обманов и теперь ей следует удалиться в лес.

Адипарва. Глава 119. Шлоки 9 — 12.

«Вайшампаяна сказал:

Согласившись и промолвив «хорошо», она вошла к своей невестке и сказала ей: «О Амбика, благодаря дурной политике твоего сына потомки Бхараты, переходящие из рода в род, погибнут, а также и горожане — так нам стало известно. Поэтому, взяв с собою Каусалью, которая скорбит о сыне и мучается горем, уйдем в лес, если ты согласна, и да будет тебе благо».

И тогда Амбика сказала «хорошо», Сатьявати, верная долгу, простившись с Бхишмой, отправилась в лес вместе с обеими невестками, о Бхарата! И те царицы, о лучший из рода Бхараты, предались суровому покаянию и, покинув свое тело, о махараджа, отправились тогда в желанный путь».

Но жизнь продолжалась. Пандавы участвовали во всех детских играх и росли в доме отца, вкушая удовольствия.

2. Где в мифе история.

Происхождение Панду не менее загадочно, чем появление на свет Дхритараштры. В отличие от последнего авторы Махабхараты ни разу не называют Панду сыном Вичитравирьи. Готовясь вести жизнь лесного отшельника, Панду собирается предупредить об этом Дхритараштру с его родственниками с одной стороны, а с другой — Амбалику, Видуру, Сатьявати и Бхишму. Он четко различает первых лиц, от вторых. Ему всегда ближе последние. Таким образом, он сам не считает Дхритараштру своим родственником. Но и Дхритараштра, делая распоряжения о похоронах Панду и его жены, говорит, чтобы обряды были соблюдены тщательно «особенно для Мадри». А это значит, что для Дхритараштры Мадри дороже, чем так называемый брат Панду. Нет ни одного факта в эпосе, свидетельствующего о том, что Панду является сыном Вичитравирьи и братом Дхритараштры.

Как мы убедились ранее и Вьяса не является отцом Дхритараштры и Панду. В качестве отца бродячий отшельник выглядит убедительно только для авторов Махабхараты и самых наивных читателей эпоса: он не принимает никакого участия в жизни Панду с момента рождения до похорон, не участвует в выборе жен (важнейшем вопросе, касающемся продолжения рода), не оплакивает его такой ранний уход из жизни. Но кто же отец Панду?

Как ни странно, но именно «бездетный» Бхишма ведет себя как настоящий отец Панду. Деваврата радуется его успехам , он покупает ему жену, не жалея денег, он плачет от счастья, когда Панду возвращается живым домой в Хастинапур после военного похода. Именно Бхишме подносит Панду подарки. Именно он встречает у городских ворот жену Панду с пятью детьми. Он, единственный из кауравов, а не Дхритараштра, совершает погребальные обряды для Панду. На поминках он не просто плачет, а рыдает. Взрослый мужчина не стесняется своих слез только при потере самого близкого себе человека, самого дорогого. Вот как в эпосе говорится о встрече Панду и Бхишмы после военного похода.

Адипарва. Глава 105. Шлоки 15 — 27.

«Вайшампаяна сказал:

И когда кауравы вместе с Бхишмой прибыли туда, они не увидели конца (тому потоку). А тот (герой), увеличивавший радость Каусальи, припав к стопам отца, почтил, как надлежало, также горожан и селян. Бхишма же от радости проливал слезы, обретя возвратившегося домой сына, который достиг своей цели, сокрушив царства своих врагов».

Очевидно, это не оговорка текста, а следы первоначального варианта. Бхишма прямо назван отцом Панду. Только настоящий отец будет так радоваться успехам своего сына, и так горевать по причине преждевременной смерти. Деваврата похищает дочь царя страны Каши для себя и от нее рождается Панду. От Сатьявати, своей второй жены, Бхишма рождает Видуру. Таким образом, Панду и Видура являются родными братьями по отцу. Как мы уже отмечали, поведение Бхишмы неестественно, когда он похищает дочь царя страны Каши для Шантану, и сватает Сатьявати для него же. И наоборот, все его действия становятся разумными и обоснованными, если Деваврата женится сам на них.

Панду не свободен в выборе невест: в одном случае невесту выбирает Бхишма, а в другом — сама невеста выбирает Панду. По всей видимости, и здесь имел место предварительный сговор. Кто же указал Кунти на Панду? Вероятно, Притха-Кунти действительно является сестрой отца Кришны Васудевы (как утверждают авторы Махабхараты), так как последний принимает самое активное участие в жизни пандавов. Он всегда рядом с ними.

Большой проблемой для Панду является отсутствие детей. Причина здесь вовсе не в проклятии брахмана, принявшего образ оленя, а, видимо, в наследственности. После свадьбы Панду, которому еще нет и двадцати лет, участвует в военном походе и уж конечно не в качестве полководца. Скорее всего он был рядовым воином, в лучшем случае командиром небольшого отряда: ведь у него нет никакого военного опыта. После возвращения в Хастинапур ему требуется разрешение Дхритараштры, чтобы поднести часть военной добычи в качестве подарка своим родственникам. Причина ухода его в лес от нас скрыта. Но наверняка это не знак благоволения царя по отношению к нему. Вероятно, он не слишком ярко проявил себя в походе, и ему пришлось смирить себя, отправиться жить в лес, исполняя какую-то службу. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что пищу ему приносили по распоряжению Дхритараштры. Из всего этого можно сделать вывод, что Панду занимает подчиненное положение по отношению к Дхритараштре, то есть Дхритараштра является царем в Хастинапуре, а, конечно же, не Панду.

В лесу Панду имеет длительную беседу с Кунти по поводу отсутствия детей у них. Весь разговор крутится вокруг неспособности Панду сделать Кунти беременной и его желания иметь детей во что бы то ни стало, любым образом. Кунти рассказывает о прецедентах — в аналогичной ситуации жена Вьюшиташвы родила семь детей от трупа. Семь сыновей!!!!!!! Как интересно! От одного уже умершего мужа — семь детей двух разных национальностей. Или как во втором варианте: от двух богов Ашвинов — не двух разных детей, а двух близнецов. Врать так врать!!! Поистине, для авторов ложь творит чудеса.

В реальном смысле это возможно только если у этих детей было два отца — один из племени шальвов, другой — из племени мадров, почему и дети получились — шальвы и мадры. Панду предлагает, чтобы жена сама нашла будущего отца для детей. И тут Кунти вспомнила о даре Дурвасаса. В Араньякапарве есть сказание о том, как отшельник Дурвасас прожил в качестве гостя целый год в доме отца Кунти. Она обслуживала мудреца в течение года. Как будто у царя Кунтибходжи не нашлось слуги для брахмана. Дурвасас вел себя как заблагорассудится, приходил когда вздумается, уходил из дома то рано, то поздно, часто требовал поменять блюда к обеду и к ужину. Год — время достаточное, чтобы Кунти могла родить своего первого ребенка. Дар Дурвасаса — возможность вызвать бога по своему желанию — является, скорее, паролем, нежели просто мантрой. После рождения этого первого ребенка к Кунти возвращается девственность, как знак того, что она безгрешна. Вообще, складывается впечатление, что Дурвасас готовил ее к последующей жизни в Хастинапуре. В дальнейших эпизодах с участием одного из братьев пандавов — Бхимасены — Внимательный Читатель убедится в поразительном сходстве внешности и характеров Бхимасены и Дурвасаса: вспыльчивость, раздражительность, гневливость, стремление настоять на своем, мстительность, непредсказуемость. Отметим, что оба персонажа высокого роста. У нас будет возможность убедиться в том, что в действительности не Юдхиштхира, а именно Бхимасена старший среди пандавов. Что же касается истории с рождением Карны у Кунти от бога Сурьи, то об этом мы еще поговорим позже.

Итак, благодаря «дару Дурвасаса», Кунти может и сама вызвать любого бога, и любой бог под видом брахмана может встретиться с ней, не спрашивая ее мнения. Это связь обоюдная, а значит она была востребована и ей пользовались регулярно. Следовательно, Кунти появилась в семье царя Кунтибходжи в качестве приемной дочери не случайно, а согласно заранее выстроенному плану. В него посвящены Дурвасас, Кунтибходжа, Бхишма, Кунти, Шура — дед Кришны, Васудева — его отец и сам Кришна. На сваямваре Кунти выбирает Панду, вероятно, по предварительной договоренности Шуры и Бхишмы.

Родив трех сыновей таким волшебным способом, Кунти, как говорит текст, помогла и Мадри стать матерью. Брахманы, окружающие ежедневно пандавов с первого дня жизни, дали им имена. Настоящими отцами детей Кунти стали неизвестные брахманы, но один из них, по всей вероятности, Дурвасас. Чем же вызвана гибель Панду и Мадри? На момент смерти Панду ненамного меньше двадцати пяти лет. Во время женитьбы ему около восемнадцати лет. Затем следует военный поход, жизнь в лесу. Панду мог оставаться в живых до рождения последнего из пятерых братьев. Все дети могли родиться самое меньшее в течение четырех лет, ведь они рождались, как сказано, один за другим. Поэтому на момент смерти Панду было около двадцати пяти лет.

Но нельзя исключить и такого варианта, при котором он был убит сразу, как только оказался в лесу. Последующая обработка текста привела к тому, что эпический Панду убеждает Кунти забеременеть самыми фантастическими способами. А Кунти приходит идея зачать от трупа! Что, возможно, и является свидетельством о необходимости избавиться от Панду, а затем уже зачать от всегда готовых к продолжению своего рода брахманов.

Отшельники, представившие детей Кунти как потомков Панду, понимали,что у всех горожан Хастинапура невольно возникнет вопрос о внешнем несоответствии между Панду и пандавами. Если бы Панду вернулся в Хастинапур живым, то это несоответствие резко бросалось бы в глаза всем. Но внешность умершего человека быстро исчезает из памяти (тогда ведь не было ни фотографии, ни живописи).

Панду должен был умереть, чтобы детей Кунти горожане считали его детьми. Из этого следует вывод, что Панду убили и убили именно те брахманы, которые являются биологическими отцами пандавов. Мертвые не свидетельствуют.

Смерть Мадри была необходимой брахманам, иначе их планы могли не свершиться. Кроме Панду только она могла намеренно или случайно выдать тайну происхождения пандавов, поэтому логично предположить, что она не сама добровольно взошла на погребальный костер Панду, а была убита и сожжена вместе с Панду.

Прошло около четырех лет с момента ухода Панду в лес с двумя женами. В Хастинапур вернулась одна Кунти вместе с пятью детьми. Вдову сопровождала огромная толпа брахманов. Они объявили, что у Панду появились потомки. Эта история напоминает появление Ганги с Девавратой перед царем Хастинапура Шантану. Рожденные подобным образом, несомненно, не могли не вызвать недоверие у большинства жителей Хастинапура и окрестных сел, но какая-то часть их могла поверить, что сыновья Кунти и Мадри являются детьми Панду. Стоит заметить, что появление всякого рода самозванцев во все времена и у многих народов проходило по похожему сценарию.

Похороны Панду совершают наиболее близкие ему люди — Видура и отец Бхишма. Сразу вслед за этим Вьяса рекомендует Сатьявати отправиться жить в лес. Сатьявати почему-то обращается к Амбике и говорит о дурной политике Дхритараштры и о грядущей гибели жителей Хастинапура. Только вот вопрос — в чем же проявилась эта дурная политика? Ответа нет. Вероятно, все-таки большинство горожан не согласилась признать детей Кунти сыновьями Панду. То, что уходит в изгнание мать Панду Амбалика, это естественно. Не совсем понятно, почему должна уйти Сатьявати и уж совсем непонятен уход в лес так называемой матери Дхритараштры Амбики. Она не попрощалась даже с Дхритараштрой. Это только подтверждает версию о том, что Амбика не является матерью Дхритараштры.

Все женщины, уйдя в лес, скоропостижно обретают небеса. Вполне вероятно, что среди женщин разгорелись споры о том, что мальчики, рожденные Кунти совершенно не похожи на Панду. Дабы пресечь эти разговоры брахманы предложили им совершить паломничество к святым местам. Смерть Сатьявати выглядит вполне естественной, ведь ей более пятидесяти лет. А вот дочери царя Каши около сорока лет. Кому-то она сильно мешала и, скорее всего, мешала она тем же людям, которые устроили смерть Панду и Мадри. Причина, возможно, в том, что царевна из Каши не захотела признать пандавов своими внуками. Но тайну рождения пандавов хорошо знал Вьяса, ведь он дружил с Видурой.

Хастинапур жил своей жизнью. Юные каунтеи обитали неподалеку от царского дворца. Детство и юность их проходили в играх, нужда и тяготы жизни обходили их стороной. Пандавов опекали Бхишма и Видура.