Нет, речь в статье пойдет не о нимфах, которые изображены на картине Джона Уильяма Уотерхауса (согласно названию), но о тех, кто его на саздание этой и других его картин вдохновлял - о музах и натурщицах художника.
Технически Джон Уильям Уотерхаус не был прерафаэлитом ни первой, ни второй волны, поскольку он родился ровно через год после того, как братство прерафаэлитов было создано. Соответственно, ни одной из знаменитых моделей братства вы на его картинах не увидите. Но, свойственная для многих художников этого течения, склонность к определенному типажу внешности в творчестве Уотерхауса явно прослеживается - его музы (в большинстве своем) светлокожие брюнетки, чьи темные глаза выгодно контрастируют с цветом кожи и нежным румянцем.
Типаж прослеживается в работах Уотерхауса настолько четко, что долгое время считалось, что художник сотрудничал только с одной моделью. Зарождались даже многочисленные истории про тайную любовь, но исследования биографов ни одну из этих романтических историй не подтвердили. Уотерхаус вообще один из немногих художников, в жизни которых все складывается максимально консервативно и буржуазно.
Будучи сыном художников, он и сам рано проявил интерес к живописи, учился у родителей, потом поступил в Королевскую академию художеств. Его творчество пользовалось вниманием и спросом публики, так что он стал узнаваем и весьма недурно продаваем еще при жизни. В почтенном возрасте 34 лет он женился на своей коллеге по цеху - художнице Эстер Кенуорти (невесте было 25 лет), с которой прожил в счастливом браке более 30 лет. Единственное, что омрачает эту весьма идиллическую биографию - это отсутствие наследников. У четы Уотерхаусов было двое детей, но оба они умерли еще в детстве. Событие печальное, но для тех времен отнюдь не редкое.
Однако, вернемся к натурщицам. Еще с ранних лет, Уотерхаус завел привычку писать на одной картине только одну натурщицу. Полагают, что в ранние годы это было связано с экономией, а впоследствии превратилось в привычку и вполне удачный художественный прием. Однообразие женских лиц на картинах как бы намекает на то, что художник пишет не конкретную девушку или персонаж, а некий единый дух женственности.
Первыми натурщиками художника стали его сестры (родные и двоюродные). Так, на картинах "Миранда" и "Слова, произнесенные шепотом" мы можем увидеть Джесси Уотерхаус - родную сестру художника. Вторая сестра художника - Мэй Уотерхаус (предположительно) была моделью для картины "Магический круг". Жена его брата - Мэри Уотерхаус Соммервиль позировала для первой версии Леди Шалотт (которая сегодня находится в галерее Тейт) и (предположительно) для картины "Собирательница цветов". Жена художника Эстер так же неоднократно позировала для его картин.
Впоследствии, когда материальное положение художника стало более прочным, Уотерхаус работал со многими знаменитыми натурщицами, например с Мэри Лорд, которая позировала для многих картин Фрэнка Дикси и для знаменитой картины "Пылающий июнь" Фредерика Лейтона.
Но, конечно, у каждого художника есть наиболее любимые натурщицы, которые делают его творчество узнаваемым. Первой из таких муз Уотерхауса можно считать Гвендолин Ган. Судьбоносная встреча (как это часто и бывает) была случайной. Лето 1893 года Уотерхаус с женой проводили в Девоншире. По соседству с художником поселилось семейство Маркуса и Элизы Ган. У почтенных буржуа было две дочери Гвендолин и Беатриса.
Обе они впоследствии не редко появлялись на картинах Уотерхауса, но именно старшая из сестер - Гвендолин стала одной из наиболее любимых моделей художника. Ее можно увидеть на картинах "Пандора", "Психея" и многих других. Интересно, что именно сестры Ган не только получили львиную долю наследства художника, но и заботились о его жене, которая пережила своего мужа на 27 лет.
Но не образы хороших девочек стали визитной карточкой Уотерхауса. Наиболее ярко талант художника проявился в картинах, где за внешней красотой таится опасность, роковая и непримиримая сила всепоглащающей страсти. И воплощением этих образов стала для Уотерхауса Мюриэл Фостер. Мы ничего не знаем об этой девушке, кроме ее имени, да и его биографам удалось узнать почти случайно. Уотерхаус любил писать только красками, а вот обычная письменность была у него не в чести - он не вел ни переписок, ни дневников, поэтому его биографам кроме его картин очень мало что досталось. Однако, кое-что им все же удалось раскопать.
Так, когда в конце 70-х годов XX века Энтони Хопкинс (искусствовед и один из наиболее известных биографов Уотерхауса) готовил масштабную биографию художника, он отыскал в архивах небольшой набросок, на котором присутствовали имя и адрес девушки. Это и позволило идентифицировать в семнадцатилетней Мюриэл Фостер модель Джона Уильяма Уотерхауса.
Собственно, мы до сих пор практически ничего не знаем об этой девушке кроме ее имени и перечня картин для которых она позировала: "Ламия ", "Святая Цецилия" (только ангелы), "Гила и нимфы".
Присоединяйтесь к нам в Telegram, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood