Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 11. «Философские странички профессии...». Тексты 101-150

Со всеми сериями и другими произведениями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA

101. У каждого преподавателя всегда есть и будут те профессиональные желания, о которых он не сообщает своим учащимся, и желания, в которых он не желает признаться даже самому себе...

102. Нет ни одной такой профессиональной идеи, которая была бы хороша только потому, что она олицетворяет традицию или давнее правило, как нет и такой, которая плоха лишь потому, что она новая или неизвестна никому из коллег...

103. Мы слишком часто укоряем себя мыслью, что понятия «жизнь» и «зарабатывание средств» противоположны друг другу. На самом деле, дом, машина, деньги и др. имущество полезны нам лишь потому, что являются средством для достижения более высоких интеллектуальных целей в своей жизни...

104. Так как происходящее в реальности для нашего познания бесконечно сложно, то мы, для большего собственного уяснения всего о всём, всегда стремимся его упрощать. И с приходом Интернета – наши возможности в этом чрезвычайно расширились. Правда, у некоторых из нас, вместо упрощения получается усложнение. А что тут лучше – каждый отвечает сам. Хотя…

105. Педагогическая работа – это, пожалуй, самое главное в жизни любого преподавателя, так как от всех жизненных неприятностей, от всех социальных бед и обид, лучшее избавление – в работе с детьми...

106. Во всём мире есть пожалуй только один человек, которого можно хоть как-то улучшить или развить – и это будет сам человек...

107. Музыка всегда стоит на первом месте среди искусств, когда речь идёт о выражении невыразимого в жизни...

108. Кто-то из ранее живших отмечал, что первый человек, который стал сквернословить и ругаться вместо бросания палок и камней по адресу расстраивающего собеседника, вне всякого сомнения и безусловно, был абсолютно творческим человеком...

109. Доводы, аргументы и факты, используемые нами для учебно-образовательных целей, из области истории, философии, педагогики, психологии и др. гум. наук, интересуют нас только в той степени и в том случае, когда они вписываются в наши человеческие и профессиональные убеждения…

110. До тех пор, пока мы будем преклоняться перед какими-либо чужими фетишами или идеями, и пытаться следовать им в своей жизненной или трудовой практике, они будут властвовать над нами и, нередко, приносить нам сплошные неудобства, и даже несчастья...

111. Как известно, язык сделал нас людьми не только ради добра и добросердечия, но ещё и для того, чтобы по мере сил творить и зло. Обладая языком, мы – мужчины и женщины в обличье преподавателей, врачей, юристов, инженеров и др., одинаково способны как на нарушения против морали и нравственности, так и на интеллектуально-творческие достижения, недоступные ни одному животному в мире. В то же время, мы часто способны на такие человеческие глупости и профессиональный идиотизм, какие ни одному зверю на свете, даже и не снились…

112. Музыка – прекрасное место уединения от засилья мира сего, и о нём для себя действительно стоит похлопотать...

113. Есть на свете одна старинная вещь, которую используют в своей жизни только разумные люди: за одним небольшим исключением, мир состоит из других…

114. Преподавателю всегда приходится отбрасывать всё невозможное в обучении, а то, что остаётся у него, становится уже тем ответом в решаемой им педагогической задаче, каким бы невероятным, порою, он ни оказался…

115. Преподавателю обязательно надо поверить в то, что он реально достоин лучшего в жизни. Для этого ему нужно перестать слушать окружающих о плохом и обсуждать с ними что-либо в негативных тонах. Нужно избегать общаться с вечно ноющими коллегами, поскольку все эти бытовые проблемы имеют обыкновение быть чрезвычайно заразными. Если преподаватель здоров, то у него вообще нет проблем: если просто много работать, то всё сложится и образуется только к лучшему. И не следует тратить своё время на поиски особой жизненной философии, смысла жизни, пути к себе, ключа к успеху или к психологической гармонии с кем-то или чем-то, и т.п. прочей чепухой. В этом смысле, надо быть проще...

116. Хорошо бы, конечно, каждый день жить так, как в последний. И понятно, что у нас не репетиция, а сама жизнь, что мы не начинаем её с понедельника или сентября, а продолжаем жить сегодня и сейчас! Всё так, да только лень так жить, лучше уж – как пойдёт, а то винить будет некого…

117. Если вы ищете для себя истину в чём-либо, то надо быть готовым к тому, что придти к ней можно только через сомнения...

118. Совершенно очевидно, и если без фальши и красивостей, что по природе, самое дорогое существо на свете – каждый себе сам...

119. Педработа пронизывает жизнь многих из нас, и для сохранения себя для неё, нам порой приходится сносить и несправедливость, и обиды, и обман как в жизни, так и в профессии...

120. Иногда кажется, что преподавателем по призванию движет великая любовь к своему делу. По крайней мере, невозможно представить настоящего преподавателя, не испытывающего этого чувства. И от этого, нынче, почему-то становится очень грустно…

121. Каким бы путём ни шло наше человеческое и профессиональное развитие, но оно всё-таки не должно сводиться только к деньгам, пошлости и жизненному комфорту. Что-то нужно делать ещё и со своим человеческим в себе, и со своим профессиональным достоинством. Или как?..

122. Творческий успех преподавателя – это ещё не точка в его педагогической жизни, а неудача – это ещё не конец в профессии. Но в любом случае, единственное, что имеет здесь значение, – это понимание: надо продолжать работать в этом же направлении, и работать лучше...

123. Говоря о компромиссах в целом и общем надо заметить, что нет и не может быть для нас никакого компромисса между педагогическим добром и злом, между профессиональной правдой и ложью, между прогрессом в обучении и регрессом в нём...

124. Что ни говорить, но деньги дешевле жизни, любви, дружбы. Однако, без их достаточного количества ни первое, ни второе ни третье невозможно осуществлять с разумным размахом и потребностями…

125. Оптимизация на западный манер начального музыкального образования России, да и не только начального, но и всей сферы образования всех уровней и направлений в ней, пожалуй, самое худшее, что случилось с нами в конце XX века после развала страны…

126. Безусловно есть на свете всё-таки люди, которых деньги никак не могут испортить, и мы, преподаватели, конечно, относимся к их числу. Мы не знали, не знаем и не будем знать, что такое иметь много денег, а потому нам не страшна их власть, которая, как говорят, портит людей… Хотя попробовать быть испорченным, иной раз сильно хочется…

127. Если реклама – это величайшее искусство XXI века, то что тогда такое в нём музыкальная педагогика? Страшно подумать...

128. Музыкальную культуру нельзя получить при рождении, её можно только приобретать собственным трудом, и в течение всей своей жизни…

129. Интересно, что лет до 35-40, поиски смысла в собственной жизни мы подменяем решением вопроса своей цели в ней. И к этому мы, порою, так привыкаем, что многие из нас и после 40 не видят различия между смыслом и целью в своей жизни…

130. Может быть только наша трусливость и даёт действительную возможность судьбе ковать для нас свои цепи…

131. Если допускать мысль о нашем равенстве в области человеческих прав, то должна быть допущена и другая мысль: о человеческом равенстве в области пользования жизненными благами…

132. Удивительно конечно, но существование морали, нравственности, священных книг, социального и уголовного законодательства и т.п., ничуть не заставило исчезнуть, даже с малых территорий, пороки и преступления с их человеческими несчастьями, являющихся следствием этих пороков и преступлений… Что такое надо сделать или придумать всё-таки для человека, чтобы несчастий было меньше, чем волос на совершенно лысой голове?..

133. Как мы – абсолютно не нужны и не интересны Богу, так и он нам не помощник и не советчик. А как же нам жить-то на белом свете тогда? Да так, что наш разум – вполне добротная и достаточная основа нашего поведения среди людей, среди природы и мира, а наша совесть – это духовный компас, чтобы не сбиваться с пути человеческого, а не подобия его…

134. Похоже, что наивысшее познание Музыки – это познание её через большую любовь к ней…

135. Профессия обучает нас ремеслу при помощи не только одних своих педагогических заблуждений и ложных шагов в ней, но и на опыте коллег…

136. Если преподаватель уже познан своей педагогической судьбой, то ему не страшен опыт одиночества, порою и безысходного...

137. Подлинное и настоящее преподавательское большинство музыкальных школ всегда испытывает отвращение к педагогическому пессимизму и к профессиональной инертности…

138. В Интернете – нынче никто ничего серьёзного не читает, а если читает, то ничего понять не может. Если понимает, то тут же пробует применять в своей практике. Вот так и живём в таких условиях..

139. Нужно ли преподавателю пытаться образовывать тех учащихся и их родителей, кто совсем не хочет образовываться? Вроде бы надо, так как зарплату получаем… Или как?..

140. Каждый из нас в жизни ли, в профессии ли счастлив ровно настолько, насколько он сам считает себя счастливым в них…

141. Если вдуматься, то большинство из нас счастливы в жизни и избранной профессии ровно настолько, насколько мы к этому счастью сами приспособлены...

142. Любопытно конечно, но создаётся впечатление, что сегодня преподаватели предпочитают больше говорить о политике, нежели о своём профессиональном или чём-то другом, а несчастные политики предпочитают рассуждать только о том – как нам всем жить было бы лучше…

143. Профессиональные знания – это специнформация, и особенно, в её современных формах существования…

144. Многие из нас, чего греха таить, очень склонны к деградации, когда никуда не нужно, когда «а зачем?», когда предоставлен самому себе. Однако, себя нужно всё-таки одёргивать и держать всё время в тонусе, вне зависимости от того, хочется этого или нет. Эта подтянутость не только дисциплинирует, но и поддерживает в нас человеческое…

145. Главный враг музыкальной педагогики – её наукообразность, опасность которой в её негативном влиянии на субъект образования…

146. Давно известно, что от правильного воспитания и хорошего образования детей зависит благосостояние всего народа. И если мы этим не занимаемся серьёзно, то что можно ждать от народа, благосостояние которого всегда очень низкое?..

147. Педагогическую волю и педагогическое желание нельзя путать… Преподаватель хочет обучать, т.е.. проявлять волевое действие, и это тянет его в одну сторону, в то время как его желание тянет его в другую и, часто, прямо противоположную…

148. Мы судим о себе в школе, обычно, по тому, чего мы способны добиться в ней, а коллеги судят о нас по тому, чего мы уже добились…

149. Известно, что музыка – это удивительный универсальный язык всего человечества, да понимание и освоение его не всем из нас по силам...

150. Давно существует народное изречение: «Делай хорошо – плохо само получится»[2]. Тем более, что «Проще что-то сразу делать хорошо, чем потом объяснять, почему это сделано плохо.». Эти слова великого Лонгфелло[3] злободневны и ныне, особенно, для нас преподавателей…

[2] Народный фольклор.

[3] Ге́нри Лонгфе́лло (1807-1882) – американский поэт и переводчик.