Найти в Дзене
Ян Ви. Не для всех...

Серия 11. «Философские странички профессии...». Тексты 51-100

Со всеми сериями и другими произведениями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA

51. Профессиональный успех – это способность преподавателя шагать от одной творческой неудачи к другой, не теряя при этом своей педагогической энергии...

52. Добро и разумность – два больших слова, которые наиболее полно и точно определяют сущность преподавателя. Они равнозначны, и если дополняют друг друга, то что с теоретической точки зрения разумно, то с практической точки зрения – добро, и наоборот, что добро, то непременно и разумно… И надо всю свою сознательную жизнь в профессии придерживаться содержания этих слов в своей педагогической работе…

53. Очевидно, мы перестали быть животными тогда, когда древний мужчина начал ценить в древней женщине красоту, и стал выделять её, и поклоняться этой женской красоте...

54. В природе всё устроено и продумано, и всё мудро. В жизни все должны заниматься только своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость самой жизни по отношению к каждому живущему. Не понимать, не учитывать или обижаться на что-то здесь – верх глупости…

55. Понятно, что вода в реке, которую мы трогаем в данный момент, это последняя, утекающая от нас навсегда и первая, что притекает к нам, чтобы утечь навсегда. То же самое можно сказать и о времени, но не о педагогической речи. В ней всё может быть как первым, так и последним…

56. Думая о жизни в профессии, нельзя забывать и о времени ухода из неё. Не зная ещё, что будет означать конкретно для нас «уход из неё», надо быть уверенными уже сейчас, что это не страшно, так как мы будем продолжать существовать в профессии и идти вперёд вместе с жизнью. Даже если мы, к моменту ухода из профессии, не осуществим всех своих устремлений и творческих планов. Об этом сожалеть будет уже поздно. Поэтому, в профессии делать то, что хочется. А что хочется – делать искренне, честно и полностью отдаваясь этому делу. Всё-таки, от удовлетворительной жизни в профессии – нельзя ожидать меньшего...

57. Очень часто преподавателю в классе целесообразнее действовать следуя старому правилу эзотерической философии: не использовать никаких способов в качестве способов и не иметь никаких границ в качестве границ в своём деле, чем каким-либо иным правилам...

58. На востоке говорят: «Характер подобен дереву, а репутация – его тени». Поэтому, когда мы заботимся о своей репутации – это ложная забота, забота не о том... На самом деле, нам надо больше думать о своём педагогическом стиле и характере преподавания…

59. То, чтo иногда делается преподавателем в классе из любви к детям, то нередко находится зa чертoй дoбрa, а порой, и здравого смысла...

60. Чем больше мы стремимся вверх по карьерной лестнице связанной с музыкальным образованием, тем глубже приходится уходить своими корнями в зависимость, в чиновничью иерархию, в мрак и глупость, в зло…

61. Нет, пожалуй, ни одной вещи, явления или понятия, без ужасающей глубины сущего в них, бывает и ошеломляющей, и обескураживающей, и пугающей...

62. Человеческое или профессиональное самосовершенствование – удел немногих. Да и зачем это делать, если саморазрушение себя в жизни и работе – это, пожалуй, единственное, что мы чаще всего получаем в награду... Для чего самосовершенствоваться, если наша природа говорит нам о другом…

63. Мы не любим, чтобы нашу жизнь, и жизнь в профессии, кто-то корректировал. Никто из нас не хочет решения другими лицами своих личных жизненных и профессиональных проблем. Мы не любим исправительного вмешательства других в свои драмы и тревоги. Мы не хотим начинать жизнь заново или как-то упорядочить её, нам не нравится что-то менять в своих педагогических привычках ради чего-то не нашего… Но что у нас получается в остатке? Многих – пугающая, деморализующая и угнетающая нас неизвестность…

64. Нас иногда больше исправляет вид педагогического зла в школе, чем пример педагогического добра в ней. И в этом смысле, нам вообще хорошо бы приучиться извлекать пользу и уроки и из зла, которого в школе предостаточно, тогда как примеры педагогического добра в ней – так редки...

65. Очевидно всего невыносимей для нас – покой, не нарушаемый ни работой, ни связанными с этим страстями и тратой здоровья, ни профессиональными делами, ни развлечениями, ни хобби… Тогда мы остро чувствуем свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту... И в такие времена из глубин нашей души сразу выползают беспросветная и зелёная тоска, глубокая грусть, желчная горечь, интеллектуальное разочарование, человеческое отчаяние и дичание...

66. Преподаватели, порой, профессионально бросаются из стороны в сторону только лишь потому, что чувствуют пустоту своей педагогической жизни в школе. Мечутся из-за незнания пустоты той новой затеи, которая их в данный момент привлекает...

67. Пока преподаватель не сдаётся в достижении своей творческой цели, он сильнее своей профессиональной судьбы…

68. Верх педагогического несчастья заключается в том, чтобы всегда бояться в профессии того, что уже совсем не ожидается…

69. Не всеми нами жизнь, как и басня, ценится не за длину, а за её содержание. Но для некоторых из нас – длина важнее содержания, ибо, отчего это мы тогда так заботимся о сроках своей жизни, и так ничтожно мало уделяем внимания её содержанию?..

70. Ни какое число проработанных лет в школе не вынуждает нас признать в конце концов, что мы достигли в профессии всего, достаточно и по заслугам..

71. Музыкальная безграмотность учеников и их родителей, в общем-то, почти всегда доверчива и легкомысленна. Поэтому, преподавателю в своих беседах с ними надо быть профессионально предельно правдивыми и искренними…

72. Ошибка большинства из нас, вышедших на пенсию преподавателей, состоит в том, что мы обычно, да ещё если здоровы, смотрим на свою смерть как на будущее событие, которое конечно случится с каждым, но с нами – совсем не скоро (когда? – это вопрос веры и судьбы каждого). Между тем, можно твёрдо утверждать: всё-таки большая часть смерти каждого из нас уже наступила, так как то, что остаётся за нашими плечами после трудов праведных – уже находится в её владении…

73. Неужели не глупо строить планы на весь учебный год, когда не являешься господином даже завтрашнего учебного дня?..

74. Конечно лучше работать с детьми в классе как многие, т.е., без какой-то определённой в образовательной перспективе цели, но работать, чем ничего не делать в классе...

75. Преподавателю очень нелегко заставить себя говорить только необходимое на уроке. Много труднее заставить себя замолчать на нём, когда нужно. Ещё труднее заставить себя думать на уроке. Но самое трудное, пожалуй, – это заставить себя ощущать реалии урока…

76. Если кто из нас думает, что мы рождаемся не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестными песчинками, а рождаемся для того, чтобы оставить хоть какой-никакой след после себя, то нельзя не учитывать: для этого нужно всё же себя тратить, жертвовать и лишать себя сил и энергии... По другому – не получится…

77. Нет наверное ничего тягостнее на свете, чем осознание только что сотворённой в отношении ученика собственной педагогической глупости…

78. Педагогическое счастье – это как человеческое здоровье; когда мы его не замечаем, значит, оно есть у нас...

79. Мы всё можем понимать: что нельзя говорить в школе, как пользоваться Интернетом, куда движется цивилизация… Но когда коллега или другой человек иначе мыслит или думает, – это мы понять часто не в состоянии...

80. Преподаватель учит детей совсем не для того, чтобы музыкально-художественно развить их души и интеллект, а для того, чтобы они не научились «подвязывать хвосты собакам»...

81. Если мы правильно выберем для себя профессию и вложим в неё всю свою душу и сердце, то педагогическое счастье, как правило, само находит таких чудаков...

82. Неумение хорошо выражать свои педагогические мысли – конечно, недостаток, и недостаток немалый, но не иметь самостоятельных мыслей в профессии – ещё больший. Самостоятельные же мысли в профессии возможны только в результате самостоятельно же приобретаемых житейских и педагогических знаний...

83. Педагогическая цель в работе преподавателя является сердцевиной человеческого достоинства и профессионального счастья…

84. Быть в профессии – бывает просто очень скучно и тоскливо, но быть вне её – бывает хуже драмы, переходящей в трагедию...

85. Трудно, очень трудно общаться с теми из нас, кто выдаёт себя за себя, ибо, всё-таки большинство из нас – это не мы. Наши мысли – это чужие мысли. Наши суждения – уже неоднократно бывавшие в устах других. Наша жизнь – жалкая тень и подобие чего-то ранее произошедшего с кем-то. Наши страхи, в большинстве своём, – это имитация будто бы реальной и настоящей жизни…

86. Преподаватель с отрывочными, бессвязными и бессистемными профессиональными знаниями, часто похож на старый гараж, в котором всё лежит в беспорядке и где сам хозяин уже давно ничего не может найти когда ему надо найти что-нибудь определённое. В то же время, если у преподавателя есть только система без достаточных знаний, то он похож уже на ларёк, в котором на всех ящиках для хранения есть надписи, что лежит, а в них – пусто...

87. Если у вас с молодости есть свои принципы в отношениях между собой и обществом, то надо быть готовыми и к нелёгкому пути как в жизни, так и в педагогической профессии...

88. Серьёзная музыка для многих из нас всегда была восхитительно красивым пустым местом...

89. Украшения не делают музыку более красивой, однако заставляют всех чувствовать себя при её исполнении более искушёнными...

90. Ученик в педагогических фантазиях выглядит всегда гораздо лучше, чем он же, но в реальной учебной действительности… И вообще говоря, проблемы у нас возникают, в основном, из-за нашей же чрезмерной фантазии. Если бы не было фантазии, у нас не было б и проблем, так как мы бы принимали жизнь такой, какая она есть, а не выдуманной и придуманной. В то же время, у нас без фантазии не возникало бы и романтического восприятия мира, потому что это восприятие часто как романтическая влюблённость – когда мы видим свою мечту воплощённой в тех, кто и рядом с ней не стоял...

91. Как ни говорить, но мы одиноки прежде всего всё-таки на уровне собственного сознания, если есть такое ощущение в нас, а не по желанию кого-либо...

92. Первая обязанность преподавателя в школе заключается пожалуй в том, чтобы сделать счастливым прежде всего самого себя. Если мы сами счастливы, то обязательно сделаем счастливыми и своих учащихся, и коллег, и близких, и других людей. Ведь недаром говорится, что счастливый может видеть только счастливых кругом себя. И это, действительно, так...

93. Только преподаватель и ученик вместе – образуют учебно-образовательную действительность в школе. Только преподаватель и ученик вместе – есть бытие учебного процесса в классе, ибо их союз есть источник многих музыкальных знаний, умений и навыков, есть источник продвижения юности к музыкальной культуре, отдельных – к достижению музыкально-педагогической профессии, а единиц – блистать на сцене...

94. В духоподъёмном состоянии преподаватель способен и в силах делать то, что иначе и сделать-то кажется было невозможно. И в этом ничего удивительного нет, хотя дух со страстью – творят в нас чудеса, т.е., производят такие действия и энергию, которые значительно превышают силы организма в обычном его состоянии…

95. В известной музыке нельзя переменить ни одной ноты, но смысл её может быть изменён по прихоти любого исполнителя, как, впрочем, изменчивы и смысл жизни или смысл существования отдельного человека. Каждое время диктует нам свой смысл, а мы вычитываем его из времени лишь наиболее удобный себе самим, т.е., каждое время имеет свои, самоценные смыслы, которыми мы и живём...

96. Когда нам кажется, что вся школа, да и мир туда же, настроены против нас, то наилучшим и более разумным, что надо будет сделать в такой ситуации, это вспомнить: самолёт лучше взлетает против ветра, даже в непогоду…

97. Весь секрет педагогического искусства заключается в том, что хоть думай, что мы способны на то или иное педагогическое свершение или хоть не думай, что не способны на подобное, в конце концов, и так или иначе, но мы всегда оказываемся правы...

98. Сами по себе, все педагогические идеи ценны. Однако, всякая неосуществлённая идея, в конце концов, только идея. И задача преподавателя, скорее не в том, чтобы эти идеи росли как грибы в нём, а в том, чтобы реализовать даже единственную идею практически...

99. В педагогической успешности нет ничего дурного или пагубного. Если учебный процесс хорошо управляется преподавателем и приносит учащимся большую образовательную пользу, то он будет приносить и ему хорошие профессиональные дивиденды. Т.е., успешность преподавателя является плодом его полезной работы в классе, а не основой его полезной работы в нём...

100. Вполне естественно преподавателю работать в школе осознавая, что педагогическое счастье и профессиональное преуспеяние добываются всегда только честной работой в классе. Педагогические же несчастья, в значительной мере, являются следствием попытки преподавателя свернуть с этого естественного пути в своей профессии...