Один из центральных трудов уважаемого мною Аристотеля – учение о четерых причинах, или первоначалах. Ими являются материя (то, из чего), форма (то, что), производящая причина (то, откуда) и наконец, цель или конечная причина (то, ради чего). Именно о последнем я хочу поразмышлять сегодня и пригласить вас к диалогу.
За годы жизни и работы с людьми, обсуждая, в том числе, философские вопросы жизненных целей человека, наиболее частым ответом на вопрос «ради чего мы живем», я слышу такие ответы: «чтобы быть счастливыми», «чтобы сделать счастливыми себя и близких», «чтобы мир был в гармонии и счастье». Кстати, и сам Аристотель считал, что счастье есть смысл и цель жизни, а также ее основное назначение.
Да, и в современной психологической науке, в таком серьезном течении как позитивная психология, принцип стремления к счастью – один из, пусть и не декларируемых однозначно, но, очевидно, базовых. При этом существенным моментом является принятие в качестве основы этого принципа не гедонизма как пути к удовольствию и наслаждению, а, скорее эвдемонизма, ориентированного на баланс между удовольствием и той ценой, которую нужно за него заплатить. Таким образом, стремление к счастью оправдано, при условии, что оно понимается в широком жизненном контексте. Некоторыми из них я и хочу сегодня с вами поделиться.
Формула ситуативного счастья
Обладая сознанием как инструментом понимания себя и мира, человек способен образно мыслить, в том числе, и о будущем. Планируя сегодняшний день, думая, как провести выходные, мечтая о путешествиях в отпуске, мы наполняем себя большим количеством ожиданий. И та реальность, с которой потом нам приходится иметь дело, далеко не всегда их соответствует. Именно корреляция реальности и ожиданий и может быть основой для проживания счастливых мгновений, что можно представить в виде следующей формулы:
СЧАСТЬЕ = РЕАЛЬНОСТЬ – ОЖИДАНИЯ
Сразу оговорюсь, что эта формула проще и очевиднее работает в сторону «несчастья». Согласитесь, когда реальность не соответствует нашим представлениям о будущем, мы расстраиваемся и переживаем, и поводы быть несчастливыми однозначны.
А вот то, насколько мы способны радоваться и быть счастливыми в ситуациях, когда реальность превосходит наши ожидания, зависит от ряда факторов. Многое определяется индивидуальными психологическими особенностями человека. Развитая психоэмоциональная сфера (темпераментальная эмотивность как широта диапазона эмоциональных реакций (по сути, впечатлительность) и высокая амплитуда эмоций), высокая внутренняя энергия и жизненный оптимизм (преобладание в темпераменте гипертимности над дистимностью), а также наличие в прошлом соответствующего опыта проживания счастья как феномена, являются вполне достаточной базой для того, чтобы эта формула работала и «в сторону» счастья. Последнее означает, что при наличии склонности к апатии и околодепрессивным состояниям, максимум, на что можно рассчитывать при превышении реальности над ожиданиями это переживание кратковременных радости и удовлетворения.
Также, вроде бы, очевидным выводом из этой формулы является идея минимизировать ожидания, так, чтобы уменьшить вычитаемое в формуле. Однако, каждый из нас, обладая жизненным опытом и попадая в те или иные ситуации, с которыми сталкивался ранее, уже имеет соответствующие прошлому опыту ожидания, которые «на автомате» возникают в сознании. Исходя из этого, более адаптивной может быть идея моделирования новых ожиданий в процессе развития ситуации, по сути переформата ожиданий в картине сознания.
Счастье как удовлетворение потребностей
Говоря об испытывании счастья как состояния, мы всегда явно или неявно соотносим его с удовлетворением потребностей. В связи с этим, хочу привести такую фразу основоположника психоанализа З.Фрейда: «В определенном смысле то, что мы называем счастьем, случается в результате (предпочтительно непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей». И, действительно, чем дольше мы не признаемся себе самим в том или ином желании, тем сильнее наши эмоции при его достижении. А уж если это случается неожиданно, то счастью может быть беспредельным…
Отсюда вторую формулу счастья можно изложить так.
СЧАСТЬЕ = НЕОЖИДАННОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СДЕРЖИВАЕМЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
И для того, чтобы эта формула работала, важны две вещи. Во-первых, чем больше окружающий мир знает о наших потребностях, тем с большей вероятностью он может реагировать на них, что приводи к их удовлетворению. Это касается любого уровня отношений и в любой социальной группе (семья, рабочий коллектив, группа по интересам, случайное знакомство, общение в поездке и т.д. и т.п.). Поэтому призываю вас не стесняться говорить о себе и своих желаниях, заявлять о них при первой возможности, быть открытыми, насколько возможно.
Но как же порой это непросто, особенно эмоционально ярким людям, для которых проявить себя это значит преодолеть стеснение, зажатость, сомнения в том, что так можно, и что это получится…
Во-вторых, чем больше мы позволяем себе захотеть, чем больше анализируем, насколько разрешаем себе то или иное, тем больше потребностей проявятся в поле осознаваемого, ведь у каждого из нас кроме сдерживаемых потребностей есть еще и те, что пока не достучались до сознания из глубин психики. Это можно делать как в ходе внутренней работы над собой (моделирование желаемого), так и контактируя с миром, ведь внешнее, как известно, является зеркалом наших потребностей. Последнее, к сожалению, не только расширяет рамки нашей потребностной сферы, но и приводит порой к фрустрациям. Если вы давно мечтаете поменять старенькую Тойоту на новый Порше, а финансовая ситуация к этому явно не располагает, то где тут причина для счастья? Скорее, каждый проезжающий мимо прекрасный автомобиль из Цуффенхаузена будет вызывать зависть и раздражение. И именно в подобных случаях хорошо работает третья формула счастья, речь о которой ниже.
Счастье как результат деятельного отношения к миру
Многие знают известную притчу про богов Олимпа, которые кидали под ноги бедняку мешки с деньгами, а тот, ослепленный бедностью и своими страданиями, просто перешагивал через них, даже не удосужась остановиться. Вера в то, что у каждого из нас практически каждый день и во всем есть шансы на улучшение качества жизни, на неожиданный позитив, на поводы для положительных эмоций может быть основой для важнейшей из установок - на стремление к счастью через деятельность. И если она не сформирована, то один из качественных способов ее наработки может быть реализован через активное, деятельное отношение к окружающей среде через призму собственных потребностей. Своего рода извлечение лучшего из того, что наличествует у нас в настоящий момент. Наиболее академично сказал об этом Конфуций, увязав подобное деятельное отношение с понятием счастья: счастлив не тот, кто имеет все лучшее, а тот, кто извлекает все лучшее из того, что имеет. Отсюда третья формула счастья.
СЧАСТЬЕ = ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЛУЧШЕГО ИЗ ИМЕЮЩЕГОСЯ
В процессе реализации этого принципа важно за мотивом, к которому мы стремимся, видеть наши потребности. В вышеописанном примере (поменять Тойоту на Порше) может быть как желание произвести впечатление на друзей, так и потребность испытать сильные эмоции за рулем мощного авто,
а может – и идея качественного изменения своего финансового положения. И если в первых двух случаях достаточно взять престижный автомобиль в аренду, то в последнем предстоит долгий путь через поиск новой работы, перестройку мышления и личностный рост, а, может, даже переезд в другой город или другую стану.
В заключение хочу обратить особое внимание, что счастье, которого так хотят люди на протяжении всей человеческой истории, не должно являться обособленным мотивом, не должно быть оторвано от осмысленной деятельности, целеполагания и потребностей разного уровня. Вспомним слова В.Франкла об этом: «Теория, основанная на принципе удовольствия, упускает из виду важное качество всей психической деятельности — интенциональность. И вообще, люди желают не удовольствия как такового, они просто хотят того, что хотят». Другими словами, нам нужно не столько само счастье как удовольствие, как испытываемое состояние, сколько основания для него; если они есть, счастье непременно случится. Попытка же напрямую получить ощущение счастья, отказавшись от осмысленной жизни, прямой путь разного рода зависимостям – алкогольной, наркотическую, игровой или любовной. Поэтому именно осмысленность жизни служит основанием для счастья, и понимание смыслов (текущей деятельности, отношений в семье, карьерных достижений и т.д.) является важной предпосылкой для счастья и даже самой возможности его испытывать. Отсутствие смысла лишает человека способности как переживать счастье, так и переносить страдание.
Тот Самый Специалист по извлечению лучшего для достижения счастливой жизни работает в WhatsApp, Viber, Telegram (+34697727572), Google Meet (почта leokazarin67@gmail.com), Skype (логин leo_kazarin).
Автор: Леонид Ананьевич Казарин
Психолог, Тот Самый
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru