Найти тему
rockanews

10сс: они могли стать The Beatles 70-х

Группа из Манчестера, которая не вписалась ни в глэм, ни в прог и не вошла число классиков золотого периода рок-музыки.

10cc в 1974 году
10cc в 1974 году

По меркам 70-х 10сс типичная поп-группа. Вместе с тем, однажды на вопрос, а чтобы играли Битлз если не распались, Маккартни ответил "что-то вроде 10сс".

Сейчас феномен манчестерской четверки изучают со всех сторон и очередное исследование на тему "Взлет и падение оригинального состава 10cc" провело издание Prog. Отметим несколько моментов и приведем пару-тройку цитат из него.

ЦИТАТА
Эрик Стюарт о значении 10cc:
“Мы действительно заняли хорошее место в современной музыке. Я думаю, мы несли мантию The Beatles в том смысле, что все, что мы писали, записывали и выпускали – будь то сингл или альбом – было совершенно другим каждый раз, когда мы шли в студию. Однако рядом с нами не было Джорджа Мартина, который держал бы нас в узде, и удивительно разные идеи, которые мы продолжали создавать – в музыкальном и смысловом плане – не разлучили бы нас".

Изначально, группа представляла два полюса. Грэм Гоулдман (Graham Gouldman) и Эрик Стюарт (Eric Stewart) отвечали за музыкальную красоту, а Лоул Крем (Lol Creme) и Кевин Гоудли (Kevin Godley) изобретали новое звучание.

Первый же их сингл "Neanderthal Man" в 1970 году принес коллективу студийных (группа долгое время не выходила на сцену) волшебников феноменальный успех. Справедливости ради, надо заметить, что мир узнал о них под несерьёзным и в чём то отталкивающим названием Hotlegs.

Сингл разошелся тиражом более двух миллионов копий по всему миру, но неспособность группы к живым выступлениям и довольно поздний выход (через девять месяцев) альбома "Thinks: School Stinks" не позволили извлечь выгоду из успеха. Про Hotlegs просто забыли и музыканты занялись привычным для себя делом - производством песен для других звезд. В их арсенале уже были хиты для The Yardbirds, Herman’s Hermits, The Hollies и Джеффа Бека.

Это получалось у них лучше всего. В 1972 году они вернули Нила Седаку в чарты после десятилетнего перерыва, предоставив ему студию и себя в качестве музыкантов для записи лонгплея "Solitaire".

После успеха этой работы, четверка пришла к выводу, что надо всё-таки выпускать собственные релизы. “В конце концов, мы были студийными животными, так почему бы нам вновь не создать группу?” - вспоминает Гоулдман.

Итак, квартет начал записывать собственный материал, почти сразу придумав пародию на ду-воп в виде песни "Donna". Приглашенный послушать их демо, Джонатан Кинг немедленно подписал их на свой собственный лейбл UK Records лейбл и дал им название 10cc, как ранее седалал это с Genesis. Джо не был приятным человеком (по факту обкрадывал группу), но попадание в Топ-10 он для 10cc обеспечил.

Хотя вторая пародия на ду-воп "Johnny Don't Do It", провалилась в чартах, за ней быстро последовала череда образцовых синглов "Rubber Bullets", "The Dean And I", The Worst Band In The World ("Худшая группа в мире") и "Silly Love", каждый из которых балансирует между арт-роком, музыкальной карикатурой и иронией над ценностями высшего общества.

Их второй альбом "Sheet Music" оказался прорывным. Он показал миру, что можно создавать хиты, абсолютно не прислушиваясь к тому, что происходит в мире музыки за окном.

Оригинальная обложка LP "Sheet Music"
Оригинальная обложка LP "Sheet Music"

"Мы поняли, что, подобно The Beatles, можем записать что угодно, в любом стиле, и людям будет интересно", - говорит Стюарт.

В 1974 году Джо Кинг из-за своей жадности упускает из рук свой счастливый билет. Группу перекупает Mercury records и в 1975 году 10сс выпускают, пожалуй свой главный хит всех времен "I'm Not in Love", который вошел в великий альбом "The Original Soundtrack".

Несмотря на феноменальный успех группа не становится символом поколения. Причина не только в музыке. Самое интересное, музыканты и сами это прекрасно понимают.

“Я знаю, что у нас не было фронтмена как такового. У Roxy был Брайан Ферри, у Queen - Фредди Меркьюри и так далее, и я знаю, что это не помогло нам проявить себя в полной мере. У нас просто не было коммуникабельных личностей. Мы всегда были известны как профессора поп-музыки, против чего я в какой-то степени не возражал. Но люди часто думали, что нас больше интересует наука о музыке, а не эмоциональная сторона. Но я не думаю, что можно быть более эмоциональным, чем "Я не влюблен”, - считает Гоулдман.

Не только эксперты и критики, но и обычные слушатели не могут не заметить, что хиты 10сс сильно отличаются друг от друга. “Тремя нашими хитами номер один были "Rubber Bullets", настоящая рок-песня в исполнении Крима, баллада "I'm Not In Love", которую спел Эрик Стюарт, и "Dreadlock Holiday", песня в стиле регги спетые мной", - говорит Гоулдман о причинах разногласий в группе.

В итоге, растущее напряжение между вполне самодостаточными, одаренными музыкантами росло, что в итоге привело к первому распаду в 1976 году. Вновь поклонники смогли увидеть 10cc вместе только в 1991 году.

О других подробностях жизни группы читайте здесь...