Продолжаем виртуальное путешествие по музеям мира, на этот раз мы "поедем" в парижский Лувр - раз уж попалась в руки книга про этот музей.
Скажу честно, мне не хотелось бы идти туда смотреть на знаменитую "Джоконду", потому что в детстве вдоволь насмотрелась на репродукцию этой картины, которая висела в доме родителей. Казалось, что девушка улыбается мне и у нее как-то загадочным образом меняется настроение... Потом картину сняли, видимо, надоела. Слава Богу, хоть "Ивана Грозного и его сына" не повесили, хотя и такая репродукция имелась) украшала бабушкин сарай в деревне. Вот не понимаю людей, которые покупали, дарили и вешали подобные шедевры.
А вот картины из Лувра, которые понравились больше всего.
Томас Гейнсборо. «Беседа в парке». Около 1760.
Мастер портрета и пейзажа прославился нежными, пасторальными работами в жанре так называемых «бесед». Это одна из «разговорных» картин, сочетающая в себе черты портрета и пейзажа (здесь пейзаж с ротондой в глубине парка немного напоминает театральную декорацию).
Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена» («Мадонна из Отёна»). Около 1435.
Мужчина слева, молящийся Мадонне, – это канцлер герцогства Бургундия Николас Ролен, который заказал картину для одного из католических храмов. В одной из двух видимых в окно мужских фигур (в красном тюрбане и с посохом) усматривают автопортрет живописца. Кстати, у группы «Канцлер Ги» есть песня, посвященная этой картине, она так и называется – «Мадонна канцлера Ролена».
Антуан Ватто. «Пьеро» («Жиль»). 1717-1719.
Наверное, это самое известное произведение французского художника, обожавшего театр и, в том числе, итальянскую комедию дель арте. Жиль – французское наименование ее персонажа Пьеро. Облик молодого актера, переодетого героем, полон грусти и одиночества, а взгляд осла на заднем плане картины прямо-таки человеческий.
Гертген тот Синт Янс. «Воскрешение Лазаря». 1475-1480.
Трудновыговариваемое имя живописца из Северных Нидерландов переводится примерно как «маленький Герард, принадлежащий святому Иоанну» – вероятно, художник имел отношение к монахам-иоаннитам или воспитывался при монастыре. Жизнь этот мастер прожил короткую, около 28 лет, и создал эту картину, когда ему было меньше 20. Она необычна прежде всего тем, что действие происходит на открытом воздухе – Лазарь не выходит из пещеры, как это обычно изображали, а поднимается из гробницы.
Франс Халс. «Цыганка». Около 1628.
Один из живых и ярких портретов голландца, не боявшегося писать пьяниц, дебоширов, собутыльников и людей из социальных низов. Портрет смело одетой девушки с насмешливым взглядом и открытым декольте выглядел по тем временам провокационно и не был похож на чопорные портреты дам из высшего света.
Джованни Беллини. «Благословляющий Христос». Около 1460.
Венецианский художник, много лет расписывавший алтари церквей, был новатором – он одним из первых среди венецианцев начал применять масляную технику, которая, в отличие от темперы, позволила добиваться более мягких цветовых переходов. Взгляд изображенного на картине Христа, уже претерпевшего страдания и смерть, затуманен и не обращен к зрителю, Он явно еще «там», хотя рука сложена в благословляющем жесте.
Рафаэль Санти. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (Прекрасная садовница)». 1507.
Относительно небольшая картина – одна из наиболее светлых и гармоничных, на наш взгляд, работ Лувра. Долгое время в королевских собраниях Парижа она числилась как «Святая Дева в образе крестьянки», пока в 1720 году ей не придумали другое, еще более романтическое название – «Прекрасная садовница».
Жак Луи Давид. «Клятва горациев». 1784.
Сюжет картины основывается на истории о том, как римские патриоты – три брата Горация – были выбраны, чтобы объявить бой своим врагам, братьям Куриациям из города Альба-Лонги. Но их клятва не описана ни в одном из классических текстов. Миру энергичных, волевых мужчин (братья и их отец, держащие три меча) противопоставлен мир женщин, которые опечалены тем, что происходит, но ничего сделать не могут.
Эжен Делакруа. «Свобода на баррикадах». 1830.
Другое название картины – «Свобода, ведущая народ». Она посвящена июльской революции 1830 года и насыщена романтическими мотивами. Примечательно, что французское общество поначалу приняло творение Делакруа в штыки, назвав картину вульгарной, и картина долгое время находилась в доме тетки художника, изредка появляясь на выставках.
Франсиско Гойя. «Дама с веером». 1807.
Франсиско Гойя, известный как тонкий портретист, в этой работе экспериментирует с цветом и светом – он выхватывает женскую фигуру из красноватого полумрака и окутывает серебристым сиянием, используя тончайшие цветовые переходы. Это было ново и необычно для времени, когда в портретах преобладали тонкие линии.