Из недавнего общения в чате одной узко специфической группы вынес ощущения, что нужно еще раз проговорить про духовное развитие, которое, по некоторым наблюдениям специалистов КА, имеет место в биодинамическом центрировании. Это, конечно же, при условии, что специалист этим методом пользуется. И эти специалисты отмечают некоторые изменения в своем поведении, которые свидетельствуют о некотором духовном развитии.
В чате прозвучало прямое утверждение, что духовное развитие есть. Я же ответил, что никакого духовного развития нет. Хотя, сейчас вынужден признать, что этот момент относительный. Наличие духовного развития в биодинамическом центрировании можно как отрицать, так и признавать. Зависит от того, что считать духовным развитием.
На мой взгляд, духовное развитие это целенаправленный процесс на результат - достижения этого самого духовного развития. У этого процесса могут быть промежуточные этапы, но конечный результат – освобождение от череды рождений и смерти, что принесет освобождение от страданий. И освобождение от страданий наступает с освобождением от материального тела и перерождением в чистое сознание. Кстати, тогда и человека не будет существовать, а будет существовать некая бестелесная в материальном плане сущность.
Процесс духовного развития характеризуется определенным поведением, которое можно определить как активностное. При активностной модели поведения устанавливается цель и предпринимаются определенные действия для ее достижения. Например, хочу пить, есть, какать и, в зависимости от потребности, предпринимаются определенные действия. Если какать захотелось в пробке, то включаешь силу Воли и сдерживаешь позывы. Естественно, целью достижения для духовного развития является это самое духовное развитие. Есть и другая модель поведения, которая называется реактивностной. При реактивностной модели всё поведение обусловлено необходимостью рефлексировать на раздражения среды. Реактивностная модель поведения принадлежит к картезианской парадигме.
Я же считаю, что человеческое поведение обусловлено парадигмой активностной модели поведения. Поэтому, для того чтобы считать, что духовное развитие в биодинамическом центрировании имеет место, у меня нет оснований. Но!.. Но, с точки зрения реактивностной модели поведения некоторое духовное развитие у специалистов происходит. Но это развитие, в силу того что оно, как бы, является неконтролируемым и побочным результатом, может дать негативные последствия.
Это, знаете, как анекдоте. В приемном покое психиатр спрашивает поступившего больного, который утверждает, что он Бог: – Как вы поняли, что вы Бог? - Я долго и горячо молился Богу и, вдруг, понял, что разговариваю сам с собой, - отвечает больной. В анекдоте, как бы, крайний негативный результат неконтролируемого процесса духовного развития, но, по моим наблюдениям, нечто подобное имеет место. В КА есть правила, одно из которых гласит «работать за счет ресурсов пациента». Нарушение этого правила, когда специалист для достижения положительного результата дает собственные ресурсы, приводит, как минимум, к нервному истощению, неврозам.
Основной целью, к которой стремится специалист КА, это положительный результат в достижении оптимальной жизнедеятельности человека с положительным эмоциональным тонусом, то есть, достижение здоровья. Мы укрепляем здоровье и с этим положительные эмоции. Мотивацией духовного развития являются страдания. Мы, своими профессиональными действиями, устраняем мотивацию. Это еще один аргумент в пользу того, что в биодинамическом центрировании духовного развития нет. Но, повторюсь, есть изменения в поведении, которые можно считать проявлениями духовного развития.
Если даже считать духовным развитием улучшение качества жизни, то к этому тоже нужно приложить определенные усилия, исходящие из изначально поставленной цели. То есть, этот процесс тоже нельзя пускать на самотек. В этой публикации в ВК ( и та же публикация в дзене) на первый взгляд кажется, что говорится о сложных практиках, но вникнув вы поймете, что основой духовной практики является самонаблюдение, самознание. Через самонаблюдение человек начинает развивать свой дух, потому что чем больше человек наблюдает себя, как бы, со стороны, то тем более явно проявляется сознание и дух. Это как в накачивании мускул: чем больше ты практикуешь физические упражнения, тем больше у тебя становится мускул. Так и с духовным развитием: чем больше ты себя наблюдаешь, а наблюдаешь ты за своим материальным телом, тем более проявляешь свое сознание, потому что наблюдателем является сознание.
Чем больше мы работаем с собственным здоровьем, тем более мы проявляем свое сознание. Тем самым мы становимся более… И тут задумался над определением какими мы становимся… Духовно развитыми или осознанными? Наверное, более подходит – осознанными. Является ли осознанность признаком духовного развития? К духовному развитию, ведь, еще нужны некоторые моральные, этические представления.