Найти тему

Как меняется работа психики во время перегрузок. Часть 1

Оглавление

Сейчас обсуждали с доверительницей её реакцию на определенные события, как она сделала то, что от себя совершенно не ожидала. И это было ошибкой и неэффективно, и испортило определенный результат, к которому она долго шла.

И мне подумалось, что это нужно написать в отдельную статью, т.к. вопрос важный.

Я приведу примеры хрестоматийных случаев, которые описывал классик психологии Пьер Жане. Он много работал с подобными случаями, и мне кажется, что в его работах очень наглядно и просто расставлены акценты.

Прошу только учитывать, что П. Жане был психиатром и работал с уже достаточно грубыми случаями. В нашей жизни, к счастью, все может быть не так ярко выражено, но показать пример хочется именно заостренный по реакциям, т.к. на нем лучше видно суть.

Цитирую пример из работы Пьера Жане:

"Девушка 23 лет, Ib, сидела за столом со своим отцом, когда он вдруг почувствовал себя плохо и пожаловался, что левая рука стала тяжелой: «Неужели я буду парализован?», — сказал он. Девушка вскрикнула, зарыдала, заметалась по комнате, у нее начались конвульсии. Она пришла в себя через два часа в своей постели, перенесенная в комнату отцом. (...)

У девушки некоторое время еще оставалась слабость и безразличие, и восстановление длилось достаточно долго. (...)

В эволюции эмоционального расстройства прослеживаются три стадии.

Первая группа поведенческих расстройств появляется сразу или почти сразу после события, например, после слов отца в случае Ib. Эта первая фаза обычно непродолжительна и длится от нескольких минут до одного-двух дней.

Во второй период эмоциональное равновесие, казалось бы, более или менее полностью восстанавливается; этот инкубационный этап может протекать от нескольких дней до нескольких недель (иногда месяцев).

Разворачивающееся в третий период эмоциональное расстройство уже не является эмоцией в полном смысле этого слова; оно может длиться годами. (...)

Вот пример более сложной эмоции. Gib, 23 года, присутствовала при попытке самоуб-ства своих родителей, выбр-ся из окна.

Она вскрикнула, у нее начались судороги, и в течение нескольких минут продолжалось временное помутнение рассудка, судя по произносимым ею несвязным словам.

Впоследствии в течение пятнадцати дней она чувствовала себя хорошо, казалось, что расстройство миновало. Но по истечении этого времени начались систематические конвульсивные кризы, сомнамбулические расстройства, нарушения воли и памяти. (...)

Многие наблюдения за обыденной жизнью подтверждают эти замечания: удивление, неожиданность, необходимость быстрого реагирования, играющие существенную роль в эмоциях, часто вынуждают нас перейти от высокоуровневых, точных к более общим и простым формам поведения.

Так, обычно мы одеваемся аккуратно, но если мы боимся опоздать на поезд, ни о какой тщательности и изощренности речи быть уже не может.

Подобная подмена более сложных, совершенных действий более грубыми часто встречается в случае эмоций.

Они приводят к исчезновению действия, которое необходимо было выполнить в сложившихся обстоятельствах, и замене его на более элементарные реакции.

Ib, услышав жалобу отца, должна была бы встать из-за стола, подойти к отцу, расспросить, осмотреть руку, позаботиться о нем, помочь. Она, безусловно, была способна на все эти действия и не раз ухаживала за отцом и матерью, когда они болели.

Но ничего подобного она не сделала в тот момент, что характерно для всех ситуаций, когда человек охвачен эмоцией.

Именно эти процессы убеждают нас в мысли, что эмоция развивается по поводу событий, к которым человек оказывается не готов и не может адаптироваться.

Конечно, мы не можем быть идеально адаптированы ко всему потоку новых обстоятельств, с которыми нам приходится сталкиваться, но мы что-то меняем, ищем новые способы поведения.

Охваченный же эмоцией человек «отказывается» от всякого рода подобных попыток — впадает в ступор, засыпает, бьется в истерике, производит множество бесполезных движений. Здесь мы сталкиваемся с исчезновением актов адаптации, любых ее попыток, с диффузной активностью всего организма, возвращением к примитивным формам поведения."

Конец цитирования

Я здесь только поясню, что все виды эмоциональных реакций Жане подразделял на 2 класса: чувства и эмоции.

Сейчас есть разделение на аффект, эмоции и чувства. То, что описывает Жане, ближе к аффекту, если использовать современную терминологию.

Удар надо допрожить. Когда нет времени, чтобы расплакаться

Возвращаясь в наше время, возьму пример из жизни Алены Долецкой, главного редактора Vogue Russia с 1998 по 2010 год.

-2

Если мы решили что-то не чувствовать, от чего-то отвернуться, то этот жизненный опыт, эти чувства остались в нас не переработанными.

Тогда новый опыт в нас не может зайти, пока не усвоен старый.

И психика знает, что в ней что-то "застряло", и пытается это допрожить в любой момент событийной передышки.

Рассказ о прожитии увольнения:

"Я не уходила, меня ушли.

В тот прекрасный день, когда мне было это дело объявлено, убраться из кабинета мне нужно было то ли через 24, то ли через 48 часов.

Поэтому всё нужно было делать как-то очень стремительно быстро.

Я до сих пор не могу понять, чем это было так вызвано.

И, конечно мы дома собрались с дружками!

Всю эту вечеринку я радовалась тому, что столько любящих и верных глаз пришли в тот день. Это было дико приятно! Просто по-человечески.

-3
-4

Я страдала по-разному, такими вспышками.

(про реакции психики на увольнение)

Первая была, когда всё это произошло, но я поняла, что это настолько сильный шок.

Так бывает, что у человека настолько сильный шок, что он не в состоянии оценить насколько сильный мороз, знаете? Или в какой кипяток опустил, пока не видит, что у него кожа пошла пузырями. Он не понимает, такой сильный шок.

Поэтому мне было относительно легко, на инерции шока, и на таком материнском, что там же моя редакция, да ребята, да вы что? А там же у всех был очень сильный шок.

Я продержалась какой-то момент.

И довольно быстро там же произошел заход в журнал Interview, такой неожиданный, стремительный почти.

-5

И накатило на меня, когда я уже подписала контракт с Interview. <…>

И я была абсолютно счастлива, это была для меня, очень для меня правильная переключка, потому что мода в чистом виде, в том виде, в котором её хотели сохранять в Vogue, коммерческая, коммерческая, коммерческая, надо быть более коммерческим, надо быть более понятным, меня уже начинала утомлять.

А в Interview это совсем другая история, это глубина, это настоящие люди, это просто культорологически важный журнал.

А накрыло потом, когда мы начали уже подготовительную работу и я наверное подумала, что я, наверное, как-то не пострадала, и упала в обморок.

На одной из таких уже рабочих встреч, вот оно как до жирафа, наверное, я жираф, ну очень длинная шея, и вдруг я поняла:

"Мамочки!
Это что ж такое случилось то?
Это что же такое произошло????"
-6

Это очень странная вещь, потому что я была в абсолютном кайфе от того, что я запускаю Interview!

Но тот удар я недопрожила. <…>

И я вдруг увидела эти "пузыри на коже" и вырубилась.

И тогда мой издатель сказал:

- Слушай, ты чего?

И я сказала:

- Я какая-то страшно слабая, я слабая. У меня как будто ушла кровь из тела.

Он говорит:

- Так, быстро всё завязали, собрала вещи, и быстро в свой детокс там, спа, санаторий, всё, уехали.

---

Регрессия

- это падение на предыдущие стадии развития.

Этот вид защиты психика использует часто, поэтому хорошо бы знать её "в лицо" и четко понимать - "я регресснула, надо вытягиваться наверх".

Для наглядности, покажу примеры из разных областей жизни, а потом и на психике.

Сначала ребёнок - это кучка однотипных клеток. Но в этой "кучке" заложены уже все системы будущего организма, там есть и косточки, и мышцы, и голова с большим мозгом и всё, всё:

-7
То есть развитие идет путем дифференциации:
выделением и развитием
специализированных систем
из общей "кучки"
неспециализированного первичного материала.

Другой пример.

Вот человек решил открыть свой маленький бизнес. Предположим, магазин.

И он в этом магазине и владелец, и бухгалтер, и продавец, и уборщица, и кладовщик. В нем одном заключены все функции, все профессии, которые нужны для нормального функционирования.

-8

Потом бизнес растет и владелец нанимает уже специализированных РАЗНЫХ людей: продавцов, бухгалтера, уборщицу и т.д.

Потом бизнес ещё успешнее развивается, и вот уже нужен не один бухгалтер, а много, и над ними нужен начальник, появляется финансовый директор.

Из одного человека, который и владелец, и всё на свете для своего бизнеса, вырастает целая структура из разных людей.

Взяла первую попавшуюся картинку просто для наглядности:

-9

Психика развивается также

Сначала у нас всё "в кучке":

  • восприятие и мысли (познание) одновременно эмоционально окрашены и сразу ведут к действиям.

Потом, по мере развития, у нас выделяется:

  • мышление отдельно,
  • эмоции отдельно,
  • волевая сфера, поведение отдельно.

Приблизительно так это можно нарисовать:

-10

Взрослые, мы можем познавать, думать, без участия эмоциональной сферы. Даже некоторые люди настолько увлекаются абстрактными рассуждениями, что теряют "контакт с землей" и нужно приложить немалые усилия, чтобы снова "заземлиться", сбалансировать всё сферы жизни.

Волей мы можем регулировать эмоции от неудовлетворенных потребностных состояний.

Мы не будем (как маленькие дети) капризничать, если не поспали днем или если болит животик.

Мы можем осознать своё состояние как ЧАСТЬ себя. Более того, как часть, которой я управляю и могу отложить на время удовлетворение каких-то потребностей.

Впервые это ощущение появляется у ребенка в 2-3 года, когда его обучают навыкам опрятности:

  • я регулирую функции тела, я выбираю время для посещения туалета,
  • а не телесные процессы на 100% управляют моими поведением и эмоциями.

До этого момента ребенка "заливает" эмоциями и желаниями, и он не может отделить себя от возникшего состояния.

Намного позже развивается абстрактное мышление.

Мальвина пытается научить Буратино счету и говорит:

- Вот представь, у тебя было 3 яблока и 2 ты отдал Артемону.

На что Буратино отвечает:

- Не отдам я Артемону ни одного яблока!

Не получается представить ситуацию как не связанную с реальными яблоками и реальными персонажами. Мышление пока не отделено от предметов, от восприятия, от эмоций.

---

Итак, мы растем, развиваемся, и у психики создаются, нарабатываются "тонкие" реакции, когда мы можем отдельно думать, отдельно чувствовать, отдельно действовать, когда уже подумали и почувствовали.

Это достижение! Серьезное достижении в развитии психики!

Если нагрузка очень большая, если психику "заливает" событийный ряд и она не успевает происходящее "раскладывать по полочкам", то происходит снижение реакций на более простые уровни функционирования.

И это нормально!

Со стороны может выглядеть ненормально, вспоминать об этом мы можем как о чем-то ненормальном, но фактически психика работала для нас и во благо нас изо всех сил, какие только у неё были в доступности.

Скажем прямо, сложно нашей психике держать это всё по отдельности

Бывает состояние, когда что-то увидел и тут же отреагировал, потому что тут же возникла мысль...

- всё опять в кучке. Психика не успела отделить восприятие события от эмоций, от ощущений тела, от прогноза последствий.

А потом думаешь - и зачем я это сделал (сказал)? Ведь разумнее и лучше было поступить так и так.

В такие моменты функционирование психики падает на предыдущие стадии развития - регресс

И чувства, и мысли, и страхи, и прогнозы, и ощущения тела, и действия сливаются в одно.

Из разумных взрослых людей мы становимся маленькими детьми, которые "залиты слезами и топают ножками", таким образом одновременно и реагируя на неприятное событие (воздействие), и пытаясь исправить положение.

Как будто бы наш владелец сети магазинов, резко вернулся назад на машине времени, и снова сам в своем магазине и грузчик, и финансовый директор в одном лице.

Если окружающие люди поддерживают регрессивные реакции, забирая на себя проблемы этого человека, то происходит уже не регресс в чистом виде, а обучение:

ой! как я ничего не понимаю и не знаю, решите и сделайте всё за меня.

Это уже не регресс, а приспособительная реакция, когда очень удобно и просто "горько плакать", чтобы все вокруг бежали на помощь и исправляли "ужасный ужас".

Человек, который обучился "решать проблемы" таким образом, может не осознавать факта своего обучения и думать, что комплекс названных реакций наступает сам собой, что его накрывает эмоциями и он не управляет ситуацией.

На самом деле, если посмотреть в мотивацию, то мы найдем там ответ на вопрос "Зачем?" я так себя веду. Я хочу в этот момент, чтобы что-то сделали быстрее, лучше, иначе, чтобы автобус приехал скорее, чтобы кассир в банке была порасторопней и т.д.

По всяким "мелочам" жизни могут захлестывать эмоции, т.к. психика обучена на любой дискомфорт выдавать соответствующие реакции. Для неё это

  • и реакция,
  • и исправление ситуации,
  • и коммуникация с другими участниками одновременно.
Но если это обучение - то мы можем и переучиться.
Наша психика - делаем с ней то, что нам нужно.
Не понравилось одно обучение - создаем другое.

Настоящий регресс

- тяжелое состояние, когда очень сложно отделить эмоции от мыслей, и от собственный поведенческих реакций, когда всё плывет и сливается в одно непереносимое чувство.

Как правило, сознание сужается, и я не знаю "что делать и куда бежать".

Дезориентировка в происходящем происходит из-за слияния эмоций с мышлением, блокировки широкого восприятия ситуации. Нужная информация перестает восприниматься. Восприятие тоже оказалось в одной "кучке" с эмоциями: слушаю и не слышу, читаю и ничего не понимаю.

Мышление приобретает обобщенный характер, обнаруживаем в мыслях слова: всё, ничего, всегда, никогда и т.д.

Мы потеряли способность РАЗДЕЛЯТЬ и всё слилось в одно.

Вытаскиваем себя из регресса

В регрессе не стоит оставаться ни минуты.

Его не нужно заедать, бессмысленно запивать и плакать о "всем плохом" тоже бесполезно.

В этом состоянии нет позитивного и каких-то выгод. Оно зря выматывает психику и тело, ничего не давая в замен.

Начинаем РАЗДЕЛЯТЬ:

  • во внешнем мире происходит это и это, - ВОСПРИЯТИЕ
  • я чувствую это и это, - ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ
  • я могу сделать это и это, - АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ, МЫШЛЕНИЕ
  • если я не знаю, что делать, нужно поискать в интернете способы решения подобных проблем и таких способов найдется большое количество,
  • оценить способы выхода - что мне подходит, чем я могу воспользоваться, а что не подходит и почему не подходит,
  • действуем, если действия требуются, - ДЕЙСТВИЯ
  • живем как обычно, если действий не требуется (кормим детей, вытираем пыль, выгуливаем собаку и т.д.). - ДЕЙСТВИЯ

Мы не блокируем процессы!

Важно:
ситуацию воспринимаем широко, чувства проживаем, мысли проживаем, действуем эффективно.

НО

  • Живем чувства как чувства.

Не позволяем из этих чувств рождаться действиям. Не подытоживаем чувства мыслью!

  • Живем мысли как мысли.

Не питаем этими мыслями чувства. Не подгоняем мышление под эмоции!

Держим себя на высоком уровне функционирования!

Регресс - это вред.

В сложных ситуациях оно усугубляет положение и ни в чем не помогает.

Чем раньше вы обнаружите в себе регрессивные реакции, чем раньше выйдете из них,
тем лучше.

В следующий раз, в части 2, напишу как выходят из глубокого регресса, когда эта ситуация уже сильного нарушения в работе психики, а специализированная помощь по каким-то причинам недоступна.

Конечно, лучше обращаться к специалистам! Такое состояние вообще не шутки и может вылиться во что-то тяжелое и затяжное.

Описывала подробно в статье:

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.