Летом 2018 года мне с группой голографистов посчастливилось посетить лабораторию Виктора Григорьевича Комара после 12-ти летнего перерыва. К моему удивлению, здесь ничего не изменилось за последние 12 лет.
В сохранности аккуратно собраны экспериментальные цветные голографические экраны разных форматов.
Знаменитый голографический стол, на котором сотрудники лаборатории записывали полноцветные голографические экраны.
За черной шторой спряталось сферическое зеркало, которое использовалось для записи сложных голографических полноцветных экранов.
Аргоновые и криптоновые ионные лазеры сиротливо стоят и ждут новых инженеров и ученых.
Но самое интересное нас ждало впереди - экспериментальный голографический проектор, с помощью которого можно рассматривать голографические слайды. Нам даже разрешили поэкспериментировать с с этим прибором.
Проекция маленькой голограммы на голографическом экране размером 600х800 мм. впечатляет.
Каждый из 8 потенциальных зрителей видит трехмерное изображение на голографическом экране в пределах мнимого окна, парящего перед глазами, диаметром 400 мм. Это вполне достаточное пространство, через которое можно комфортно наблюдать трехмерную сцену.
Мы попытались спроецировать на экран цветную отражательную голограмму небольшого размера. И вот так это выглядело.
Даже сегодня при наличии полного комплекта принципиально решенных технических задач голографический кинематограф потребует грандиозного строительства совершенно новой технической базы кинопроизводства, обучения художников–новаторов, которые смогли бы работать с лазерной техникой, в виртуальных декорациях с живыми актерами, да еще в четырех измерениях сразу!
Заслуга Виктора Комара и коллектива талантливых сотрудников его лаборатории заключается в том, что им первыми в мире удалось разработать технологию голографической кинопроекции на трехцветный голографический экран для большого числа зрителей.
Опустевшая уникальная лаборатория №113 НИКФИ ждет своих увлеченных и талантливых ученых исследователей. Когда это будет? Неизвестно.