Найти тему
Фильманьяк

Палач Дамер (2002) - маньяк в поиске понимания

Джереми Реннер получил главную роль в том числе по той причине, что многие актёры отказались, не рискнув перевоплощаться в маньяка.
Джереми Реннер получил главную роль в том числе по той причине, что многие актёры отказались, не рискнув перевоплощаться в маньяка.
Милуоки, штат Висконсин, 1991 год. Серия убийств Джеффри Дамера набирает обороты. Сближаясь с очередной жертвой, Дамер мечется меж двух огней. С одной стороны их общество скрашивает его одиночество, с другой - живыми им долго не протянуть...
Режиссёр явно стремился обойтись малой кровью, максимально укромно демонстрируя сцены насилия. Куда большее омерзение тут вызывают сцены прочих выражений перверсий Дамера.
Режиссёр явно стремился обойтись малой кровью, максимально укромно демонстрируя сцены насилия. Куда большее омерзение тут вызывают сцены прочих выражений перверсий Дамера.

Этот фильм, в оригинале называемый просто «Дамер», стоит особняком среди «маньяксплотейшнов», которые за малые деньги выпускали в начале 2000-ых. Причина проста – это один из лучших фильмов о маньяках, когда либо снятых. «Дамер» стартует с повседневности Джеффри незадолго до поимки. Скромного вида молодой человек трудится на шоколадной фабрике, а по вечерам заманивает к себе в квартиру привлекательных молодых людей. После чего опоив бедолаг до бессознательного состояния, начинает давать волю фантазиям о подчинении своего партнёра.

Цветовая гамма фильма - отдельная заслуга. Сцены из прошлого поданы в максимально холодных тонах. В настоящем же доминируют жёлтый и красный цвета. Последний вообще играет важную роль, достигая апогея в кровавом стробоскопе в сцене марафона угарных утех.
Цветовая гамма фильма - отдельная заслуга. Сцены из прошлого поданы в максимально холодных тонах. В настоящем же доминируют жёлтый и красный цвета. Последний вообще играет важную роль, достигая апогея в кровавом стробоскопе в сцене марафона угарных утех.

Идея фильма появилась у режиссёра Дэвида Джейкобсона после прочтения признания Дамера, в котором он заявил что «убивал этих парней, потому что боялся их потерять». Собственно, дальнейшее повествование развивается в двух направлениях. В одном мы наблюдаем прошлое Джеффри во времена, связанные с первым убийством. В другом продолжается сюжет настоящего времени – для очередной жертвы не хватает наркотика, и это неожиданно выливается в очень откровенный разговор о самом Джеффри.

В последней трети фильма автор рифмует прелюдии первого и последнего убийства. И это действительно потрясающее решение, поскольку мы видим, что в обоих случаях он нестерпимо ищет близости и понимания, осторожно примеряя свои проекции на собеседника.
В последней трети фильма автор рифмует прелюдии первого и последнего убийства. И это действительно потрясающее решение, поскольку мы видим, что в обоих случаях он нестерпимо ищет близости и понимания, осторожно примеряя свои проекции на собеседника.

Режиссёр «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу говорила, что выбрала на главную роль Джереми Реннера после того, как увидела его в «Дамере». И это вполне понятно – Реннер выдаёт, наверно, самую лучшую роль в своей жизни, невероятно перевоплощаясь в эпизодах из юношества, и тонко передавая чувства в настоящем. Его диалог с Родни ближе к финалу, где Дамер пытается рационализировать своё поведение, просто бесподобен.

Финал просто добивает зрителя, разрывая сердце мучительно отчаянной «Blue theme»  Кристины Агаманолис и Марианы Берноски.
Финал просто добивает зрителя, разрывая сердце мучительно отчаянной «Blue theme» Кристины Агаманолис и Марианы Берноски.

Возможно, режиссёр не собирался оправдывать «милуокского монстра», но погружение в его повседневность, приправленную воспоминаниями, позволяет проникнуться к Дамеру в интерпретации Реннера даже сочувствием. Фильм знаменательно кончается эпизодом, который говорит о выборе Дамера. Ведь если вспомнить его биографию, то после первого убийства он только спустя девять лет снова пролил кровь, после чего, под закат карьеры убийцы в 1991, уже буквально не мог остановиться, всё чаще умножая число жертв.

Ещё никогда Штирлиц не был так близок к провалу.
Ещё никогда Штирлиц не был так близок к провалу.

Развод родителей, алкоголизм, замкнутость – все эти слова, упоминаемые в качестве причины патологии – все они предстают в этом фильме в новом свете. Джейкобсон не случайно представил обращение к эпизодам прошлого, как воспоминания Джеффри. В одном из них он даже словно видит самого себя молодого на другой стороне улицы. Всё это работает в фильме подобно рефлексии маньяка, который начинает осознавать возрастающую одержимость и где-то подспудно понимает недостижимость того, что нужно его больному разуму.

Как и предыдущей экранизации, фильму Джейкобсона не дали ход общественники и родственники жертв. Фильм буквально никто не хотел пускать в прокат, и показали его только в нескольких кинотеатрах.
Как и предыдущей экранизации, фильму Джейкобсона не дали ход общественники и родственники жертв. Фильм буквально никто не хотел пускать в прокат, и показали его только в нескольких кинотеатрах.

В этом плане чертовски удачна последняя сцена, в которой Джеффри в самом буквальном смысле пытается овладеть сердцем другого человека. Немного жаль, что «Дамера» встречаешь в подборке тех самых «маньяксплотейшнов» 2000-ых, а современный зритель преимущественно ругает его за неточность фактов, скупость на динамику, да и вообще демонстрирует всяческие гомофобные настроения в адрес этого выдающегося фильма. Посмотреть его точно стоит.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.