Милуоки, штат Висконсин, 1991 год. Серия убийств Джеффри Дамера набирает обороты. Сближаясь с очередной жертвой, Дамер мечется меж двух огней. С одной стороны их общество скрашивает его одиночество, с другой - живыми им долго не протянуть...
Этот фильм, в оригинале называемый просто «Дамер», стоит особняком среди «маньяксплотейшнов», которые за малые деньги выпускали в начале 2000-ых. Причина проста – это один из лучших фильмов о маньяках, когда либо снятых. «Дамер» стартует с повседневности Джеффри незадолго до поимки. Скромного вида молодой человек трудится на шоколадной фабрике, а по вечерам заманивает к себе в квартиру привлекательных молодых людей. После чего опоив бедолаг до бессознательного состояния, начинает давать волю фантазиям о подчинении своего партнёра.
Идея фильма появилась у режиссёра Дэвида Джейкобсона после прочтения признания Дамера, в котором он заявил что «убивал этих парней, потому что боялся их потерять». Собственно, дальнейшее повествование развивается в двух направлениях. В одном мы наблюдаем прошлое Джеффри во времена, связанные с первым убийством. В другом продолжается сюжет настоящего времени – для очередной жертвы не хватает наркотика, и это неожиданно выливается в очень откровенный разговор о самом Джеффри.
Режиссёр «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу говорила, что выбрала на главную роль Джереми Реннера после того, как увидела его в «Дамере». И это вполне понятно – Реннер выдаёт, наверно, самую лучшую роль в своей жизни, невероятно перевоплощаясь в эпизодах из юношества, и тонко передавая чувства в настоящем. Его диалог с Родни ближе к финалу, где Дамер пытается рационализировать своё поведение, просто бесподобен.
Возможно, режиссёр не собирался оправдывать «милуокского монстра», но погружение в его повседневность, приправленную воспоминаниями, позволяет проникнуться к Дамеру в интерпретации Реннера даже сочувствием. Фильм знаменательно кончается эпизодом, который говорит о выборе Дамера. Ведь если вспомнить его биографию, то после первого убийства он только спустя девять лет снова пролил кровь, после чего, под закат карьеры убийцы в 1991, уже буквально не мог остановиться, всё чаще умножая число жертв.
Развод родителей, алкоголизм, замкнутость – все эти слова, упоминаемые в качестве причины патологии – все они предстают в этом фильме в новом свете. Джейкобсон не случайно представил обращение к эпизодам прошлого, как воспоминания Джеффри. В одном из них он даже словно видит самого себя молодого на другой стороне улицы. Всё это работает в фильме подобно рефлексии маньяка, который начинает осознавать возрастающую одержимость и где-то подспудно понимает недостижимость того, что нужно его больному разуму.
В этом плане чертовски удачна последняя сцена, в которой Джеффри в самом буквальном смысле пытается овладеть сердцем другого человека. Немного жаль, что «Дамера» встречаешь в подборке тех самых «маньяксплотейшнов» 2000-ых, а современный зритель преимущественно ругает его за неточность фактов, скупость на динамику, да и вообще демонстрирует всяческие гомофобные настроения в адрес этого выдающегося фильма. Посмотреть его точно стоит.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.