Найти в Дзене
Журнал "Лучик"

Тайна имени

В нашем представлении познакомиться с человеком означает в первую очередь узнать его имя. Однако бывают ситуации, когда мы совсем не торопимся себя называть! Скажем, когда на улице нас об этом спрашивает совершенно незнакомый человек. А, собственно, почему?

Наши предки считали, что между словом и вещью существует магическая связь. Назвать человека или предмет по имени означает «пробудить» эту связь – причём последствия могут быть самыми разными. Даже в наши дни охотники, идущие в лес, никогда не назовут медведя «медведем», волка «волком», а лося – «лосем». Дурная это примета, и всё тут! Волк у охотников будет «зверем» или «серым», медведь – «босым», лось – «сохатым»...

Раньше люди считали, что, зная имя человека, можно получить над ним власть, заставить его делать то, что хочешь или причинить ему вред. У многих племён Африки до сих пор есть обычай давать ребёнку так называемое «детское имя». Когда мальчику или девочке исполняется 12-13 лет, детское имя у ребёнка «отбирают» во время специального обряда, и дают «настоящее», тайное, которое известно только членам племени, и которое произносить вслух при посторонних ни в коем случае нельзя! Для «чужих» человеку даётся ещё одно имя, как бы «ложное».

А вот американские индейцы – не все, но очень многие – традиционно детям не дают никаких имён вообще. Мальчика называют просто «Мальчик», а девочку – «Девочка». Имя ребёнок получает только когда вырастает и начинает проявлять определённые черты характера или совершает какой-нибудь выдающийся поступок.

Можно возразить, что это не имена, а прозвища, однако большинство привычных нам имён тоже произошли от прозвищ и мало чем отличаются от «индейских». Такие имена, как «Владимир» («владыка мира»), «Любовь» или «Лев» понятны без перевода. А, скажем, «Максим» – это «самый большой» на латыни. «Георгий» по-гречески значит «земледелец», а «Алексей» – «защитник». Так что все наши имена тоже когда-то давно были прозвищами!

Кстати, обычай давать «настоящие», «тайные» имена, существует у христиан. Ведь при крещении человеку часто дают другое имя. Например, древнерусский князь Ярослав Мудрый в крещении носил совершенно другое имя – Георгий. А Владимир Мономах был Василием. А Иван Грозный при пострижении в монахи перед смертью принял имя Иона...

Думаете, два имени – это предел? У крестьян средневековой Испании и вовсе была целая система имён: имя «лесное», имя «пастушеское», имя «горное», имя «речное». Когда крестьяне пасут овец, они называют друг друга пастушескими именами, когда идут рубить дрова – пользуются именами лесными. Зачем? Чтобы обмануть злых духов, уберечься от оборотней!

И не надо думать, что все эти обычаи остались в прошлом! Системой «тайных» имён мы пользуемся и поныне.

Допустим, в каком-то министерстве работает начальником Иван Фёдорович, а его заместителем – Иван Петрович. А сотрудники министерства (взрослые люди с высшим образованием!) между собой называют Ивана Фёдоровича «дядя Фёдор» («тут серьёзная проблема, надо к дяде Фёдору идти разбираться»), а Ивана Петровича – «барин» («опять барин на ковёр вызывал»). Прозвища позволяют судить о характере человека...

То же самое – позывные военных, используемые в бою, а затем также и в быту… Ну и наконец, давайте задумаемся: а почему ещё недавно, регистрируя электронную почту или аккаунт в соцсети, мы чаще пользовались «ником», чем именем? Не из-за суеверия же!

-2

Конечно, нет. Чтобы никто не стал копаться: кто мы, да что мы, да где работаем, да где живём… Правда, в связи с распространением смартфонов и «мобильного интернета» эта правило стало забываться. Тут уж всё о себе выложи: имя, адрес, номер телефона (а значит, и паспорта), номер банковской карты, лицо, отпечаток пальца…

А хорошо ли это?