Читинский краевой краеведческий музей им А. И. Кузнецова является одним из старейших и богатейших музеев на Дальнем Востоке. В его стенах бережно хранятся тысячи экспонатов, повествующих об истории Забайкальского края от палеолита до наших дней и среди них особое место занимает офицерская шпага XVIII века с надписью "Виват, Анна Великая!". По надписи на шпаге можно сказать, что её владелец служил во времена императрицы Анны Иоанновны (1693-1740), при этом он искренне восторгался своей императрицей, так, будучи настолько бедным, что у него не было денег на то, чтобы сделать гравировку на своём оружии, он вырезал надпись, восхваляющую императрицу на медной пластинке, которую затем припаял к клинку своей шпаги, что ещё раз подчёркивает особое отношение к одной из самых противоречивых правительниц в истории России.
Будущая императрица всероссийская родилась 28 января (7 февраля) 1693 года в семье царя Иоанна V Алексеевича, будучи средней из трёх его выживших дочерей. Когда Анне было 3 года, скончался её давно болевший отец и воспитанием Анны и её сестёр Екатерины и Прасковьи занялась их мать вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна, в девичестве - Салтыкова, после смерти мужа безвыездно проживавшая в подмосковном селе Измайлово. Важное внимание Прасковья Фёдоровна уделяла питанию своих дочерей и с этой задачей она превосходно справилась, царевны выросли полными и статными, а что касается всего остального, то с этим дела обстояли много хуже, хотя царевен и обучали истории, географии, чтению и каллиграфии, их знания оставляли желать много лучшего. В 1708 году Прасковья Фёдоровна вместе с дочерьми и всем своим двором по приказу своего деверя Петра I переехала из Измайлово в Санкт-Петербург, где за племянниц царя всерьёз взялся учитель Иоганн Остерман, сумевший серьёзно подтянуть их знания (неслучайно Анна Иоанновна, став императрицей, приблизит к себе брата своего любимого учителя вице-канцлера Андрея Остермана.
В 1710 году Анну Иоанновну выдали замуж за герцога Курляндского Фридриха-Вильгельма, по этому случаю в Санкт-Петербурге были устроены роскошные празднества, окончившиеся трагедией: в пылу веселья герцог Фридрих-Вильгельм решил устроить соревнование с Петром I, кто кого перепьёт и в результате организм герцога не выдержал обильного количества выпитого спиртного и по дороге в Курляндию герцог скоропостижно скончался, оставив семнадцатилетнюю Анну Иоанновну вдовой. Добравшись до Курляндии, Анна Иоанновна стала во главе герцогства Курляндского, она быстро приспособилась к порядкам и этикету курляндского двора, особенно её впечатлили действовавшие при курляндском дворе опера и балет, которые позже переехали с ней в Россию. Разумеется, такой солидный двор для маленького немецкого княжества надо было содержать, а деньги из Санкт-Петербурга приходили с перебоями и не в нужном количестве, поэтому будущая императрица подробно вникала в вопросы домоуправления и экономии, научившись бережливости и деловитости, приобретя именно те качества, которые как нельзя лучше подходили для России, вместе с тем положение вдовствующей герцогини привлекало к Анне Иоанновне многих соискателей её руки и короны, самым заметным из которых был авантюрист Мориц Саксонский, но эту особу сомнительного происхождения сумели развернуть обратно и от России, и от Курляндии, а свободное место рядом с герцогиней Анной вскоре занял курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон, ставший её фаворитом и соправителем как в Курляндии, так и в России.
19 января 1730 года внезапно скончался император Пётр II, после чего династия Романовых пресеклась в мужском колене. России срочно требовался новый монарх, которого теперь пытались выбрать члены Верховного тайного совета, остановившиеся в конце концов на герцогине курляндской Анне, которую в России уже порядком подзабыли, а дабы сохранить статус-кво, ей было предложено подписать кондиции, которые существенно ограничивали её власть. Находясь в Курляндии, Анна Иоанновна подписала кондиции, открывавшие ей дорогу к императорскому престолу, но приехав в Москву, она убедилась, что у верховников нет фактически никакой силы и большинство населения России, в том числе гвардия, стоят за абсолютную власть монарха, поэтому после коронации отказалась выполнять кондиции и разогнала Верховный тайный совет, члены которого вскоре отправились в тюрьмы и на плаху.
Взойдя на престол, Анна Иоанновна приняла власть над государством, находившимся в катастрофическом состоянии во многом благодаря её предшественникам Екатерине I и Петру II, умевшим только развлекаться и проматывать наследство Петра I. Первым делом новоиспечённая императрица восстановила Правительствующий Сенат как высший орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти и от его имени была проведена тщательная ревизия состояния дел в губерниях, по итогам которой множество казнокрадов и взяточников самого разного ранга отправились на плаху, где их казнили с особой жестокостью, дабы другим неповадно было, также был наведён порядок в налоговых делах за счёт списания части недоимок и госконтроля над ценообразованием, предпринимались также усилия по колонизации Южного Урала, где была организована Оренбургская экспедиция. Заботилась императрица и о транспортных делах, при ней были построены тысячи вёрст сухопутных дорог, в том числе знаменитый Владимирский тракт, на протяжении столетий связывавший европейскую часть России и Сибирь и ставший спасением для тысяч русских крестьян, особенно во время голода 1733-1735 годов, также в 1733 году была учреждена губернская, провинциальная и уездная полиция, а в 1731 году была восстановлена Тайная канцелярия, ставшая ещё одним этапом в истории органов государственной безопасности России.
Во внешней политике Анна Иоанновна старалась придерживаться того курса, который был задан её дядей Петром I и ради этого была проведена масштабная реформа вооружённых сил, в результате которой был восстановлен военно-морской флот России, в армии за счёт гусарских и кирасирских полков была увеличена кавалерия, а гвардия пополнилась Измайловским пехотным и Лейб-Гвардии Конным полками. Новая русская армия в самом скором времени прошла проверку боем, когда в 1733 году восстала подстрекаемая Францией Польша, но всё окончилось молниеносной военной кампанией, по итогам которой Польша окончательно вошла с сферу влияния России. Окрылённая таким успехом, Анна Иоанновна решила начать войну с Турцией с целью её захвата, для чего заключила союз с Персией и Австрией, но русско-турецкая война 1735-1739 годов шла ни шатко, ни валко, турки разбили союзников России и заставили её подписать Белградский мир 1739 года, по итогам которого Россия получила Запорожье, а также вернула потерянные в результате Прутского похода 1711 года Азов и Таганрог. Неспокойно было и на других границах России, жестокая война шла с непокорными башкирами, на Дальнем Востоке казаки привели под власть императрицы Корякию и завязли в войне с чукчами, но самая главная внешнеполитическая победа времён правления Анны Иоанновны была одержана без единого выстрела: в 1731-1732 годах под протекторат Российской империи перешли Младший и Средний жузы Казахстана. Обжёгшись на западе, Анна Иоанновна обратила свой взгляд на восток, приняв активное участие в организации Второй академической или Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов, в результате которой были всесторонне исследованы огромные территории Сибири и Дальнего Востока и была открыта Аляска, которую присоединили к России.
Современники писали об Анне Иоанновне, как о "царице престрашного зраку", подчёркивая такие её черты, как изуродованное оспой лицо и характер, более свойственный мужчине, а не женщине, вместе с тем её двор поражал великолепием, а основным развлечением императрицы были шуты, среди которых были и представители самых знатных фамилий, отправленные "к дуракам" в наказание за явные или мнимые преступления, любила Анна Иоанновна также шутовские процессии, самой знаменитой из которых стал "Ледяной дом". Под конец своего правления Анна Иоанновна стала часто болеть и завещала русский престол тому, кто родится у её племянницы Анны Леопольдовны, которая 12 августа 1740 года родила сына Иоанна Антоновича, а 17 октября того же года императрица Анна Иоанновна скончалась от подагры, оставив престол младенцу-императору, ставшему самым несчастным правителем России.