О том, что русский бунт "бессмысленный и беспощадный", знают, наверное, даже те, кто в прочтении "Капитанской дочки" продвинулся не дальше второй главы. Но знают, скорее, формально: вроде как Пушкин осуждает действия Емельяна Пугачёва, провозгласившего себя императором Петром III, потому что сам является имперцем. Это Пушкин-то, который на радость "гонителя свобод" А.Аракчеева восстановил свои эпиграммы в его адрес? Или Пушкин, который, нисколько не боясь последовавших за этим возможных репрессий, пишет своё знаменитое "Во глубине сибирских руд...":
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Есть, правда, одно "но" : между этими стихотворениями и "Капитанской дочкой" прошло почти 10 лет. И дело не в том, что произошли изменения вокруг, а в том, что изменился сам поэт. На начало 1836 года он уже не отец семейства, основатель журнала "Современник", который должен стать чем-то вроде "учебника просвещения" для мыслящих русских людей. И в этой ситуации Пушкин всерьёз задумывается о том, каким образом должны происходить изменения в стране, есть ли место "кровавому мятежу" в достижении правды.
Собирая материалы по пугачёвскому бунту, Пушкин проникся симпатией к этому незаурядному человеку и его способностям поднять восстание, по сути, силой своего характера. Это авторское отношение мы явно чувствуем в "Капитанской дочке". Юный Петруша Гринёв, чудом избежавший смерти и ставший свидетелем чудовищной расправы над защитниками Белогорской крепости, тут же подпадает по обаяние этого "разбойника", потому что черты его "не изъявляли ничего свирепого", а сидевшие с ним за столом собутыльники соратники и вовсе обращались с "царём" по-свойски. Оценивая дерзкий замысел бунтовщиков идти на Оренбург, Гринёв ( а точнее, сам автор) называет возможный будущий успех этого замысла "бедственным"! ("Движение дерзкое, которое чуть было не увенчалось бедственным успехом")
Никакие замысловатые сказочки бунтовщика Пугачёва о том, что лучше питаться свежей кровью и жить тридцать лет, не затуманили голову молодого человека: "Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину". Ничего не ответил на эти слова Пугачёв.
Гринёв, конечно, жалеет бунтовщика Пугачёва, ведь тот даровал ему жизнь и спас милую Марию Ивановну, потому и приходит на место казни, чтобы вот таким образом проститься. Но итог закономерен. "А знаешь, чем он (Лжедмитрий) кончил? - спрашивает Гринёв Пугачёва, когда тот делится с ним планами поцарствовать , как Гришка Отрепьев. "Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили".
Вся эта история про двух дворян: предателя и благородного защитника устоев - Пушкиным была написана дважды ( в первом, черновом варианте главный герой носил фамилию Буланин). Именно в первом варианте раскрывает во всей полноте автор свою мысль о беспощадном и бессмысленном русском бунте: "Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уже люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шея копейка".
Нет, Пушкин не был имперцем, он был гением, которому данный откуда-то свыше дар предвидения и способности увидеть картину во всём объёме помогал назвать вещи именно теми словами, которые были нужны и не требовали никаких дополнительных комментариев и расшифровок.