Найти в Дзене
Стихия Высоцкого

Я люблю - и, значит, я живу

В августе 1969 года Владимир Высоцкий в очередной раз приехал в Белоруссию к режиссёру Виктору Турову на съёмки второго фильма дилогии "Война под крышами". Роли у него в этом фильме не было, но для обоих фильмов он писал песни. Песни о войне, равных которым я не знаю. Во второй фильм - "Сыновья уходят в бой" - были написаны "Песня о Земле", "В темноте", "Он не вернулся из боя" и "Сыновья уходят в бой". Каждая из них - это настоящий шедевр. Но сегодня речь не о них. Ведь Высоцкий не только актёр, поэт, певец. Ведь может он побыть просто счастливым влюбленным мужчиной?

На Новогрудчине Владимир Семёнович был не один, а вместе с Мариной Влади. Сохранилось множество фотографий и уникальная кинопленка, на которых запечатлены эти молодые, красивые, влюбленные, поглощенные друг другом люди.

Камеру и фотоаппарат взял с собой на съёмки автор сценариев "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой" Алесь Адамович*. Много лет спустя дочь писателя Наталья рассказывала:

"Хорошо, что сохранилось любительское видео, сделанное папой в 1969 году. Это аппарат „Кварц”, просто снималось на кассету без звука. Это удача, что он взял с собой камеру и фотоаппарат, а то бы и этого не было. А так можно всё-таки увидеть съёмочную группу, увидеть, какая была простая обстановка."
В интервью ("Голос Высоцкого в памяти сердца" // газ. "Секретные материалы ХХ века" 2016 г. № 4 (442) февраль. Стр. 22) Наталья Адамович рассказала о ещё одной встрече с Высоцким:
"Весной 1976-го, когда я уже была студенткой университета, однажды вечером папа сказал: "Собирайся, поедем к Виктору Тимофеевичу (Турову – М.Ц.) К нему в гости приехали Высоцкий и Влади. Покажем им любительский фильм, снятый в Новогрудке, и если захотят, подарим. На память о Белоруссии".
На всякий случай мы взяли с собой кинопроектор и экран, не зная есть ли они у Турова.
Хорошо помню Владимира Семёновича в тот вечер. Он был в джинсовом костюме, что при нашей тогдашней жизни было большой редкостью. Причёска непривычная: прямые волосы до плеч. Таким его можно видеть на известных фотографиях Валерия Плотникова....
Повесили экран и стали смотреть наш фильм, он не длинный – всего несколько минут. Я управляла кинопроектором и могла наблюдать за зрителями. Меня поразило, что Высоцкий и Влади во время просмотра вели себя так, будто они в комнате одни. Только он и она, она и он. Тихо-тихо они переговаривались между собой. "А ты помнишь, Володя?.." – "Смотри, смотри, Марина! Какие мы были..." Но наш фильм, любительский, они у нас не попросили... (
Цыбульский М. Высоцкий в Белоруссии)

Но ведь и на большинстве фото и кинокадров видно, что вокруг никого как бы и нет, есть только он и она. Они просто вернулись в то время...

Кадры, снятые на камеру Адамовича, были опубликованы ТО "Ракурс" на одном из их многочисленных дисков:

Белоруссия, 1969

Это черно-белая пленка, без звука, ужасного качества. Долгое время я думала, основываясь на словах Натальи, что снимал сам Алесь Адамович, но он ведь есть на пленке и на фотографиях, так что оператором-любителем был кто-то другой. Имени этого человека я не знаю, но спасибо ему за то, что мы можем видеть эти простые минуты счастья и отдыха.

А недавно, к 85-летию поэта, в "Комсомолке" был опубликован рассказ белорусского телеоператора Дмитрия Мазо о том, как была найдена и спасена эта плёнка. Начиналось всё банально - в начале восьмидесятых Дмитрию в руки попали фотографии Высоцкого со съемок на "Беларусьфильме" и он захотел передать их матери поэта. А уже при личной встрече узнал, что была и киносъёмка, и Нина Максимовна попросила её разыскать. Видимо, сын рассказывал ей о том просмотре у Виктора Турова, но без подробностей. Поэтому перед Дмитрием Мазо задача стояла нелёгкая. Безрезультатно опросив множество людей, он, наконец, получил дельный совет: обратиться к классику белорусской литературы Алесю Михайловичу Адамовичу.

Дмитрий раздобыл домашний телефон классика и, набравшись смелости, позвонил. Сняла трубку его дочь Наташа – Наталья Александровна Адамович.

- Я представился и рассказал ей, что мама Высоцкого ищет такую кинопленку. Мол, вдруг ваш папа снимал когда-нибудь его. Наташа пообещала спросить. Спустя пару дней выяснилось: Адамович вспомнил, что когда-то вроде бы снимал Высоцкого (а тогда он еще не был той всесоюзной звездой как в 1970-х) и Влади. Вот только то, где эта пленка, - точно не помнил. Может, на антресоли, сказал именитый писатель. И Наташа действительно нашла там маленькую коробочку, которая оказалась надежно запечатанной.
Когда Наталья Адамович показала ту самую маленькую запечатанную коробочку Дмитрию Мазо, стало ясно: это любительская кинопленка, правда, непроявленная.(Крылышко С. Как спасли снятую в Беларуси уникальную кинопленку 1969 года с Владимиром Высоцким и Мариной Влади)

Эта часть рассказа немножко не стыкуется с воспоминаниями Натальи Адамович о просмотре плёнки, но, как бы то ни было, молодой человек, заполучив заветную коробочку, со всеми предосторожностями пленку проявил. Сделав две копии, Дмитрий Мазо вернул оригинал Наталье Адамович, а спустя некоторое время приехал в Москву, где на курсах переподготовки операторов три месяца работал в Останкино. И как раз в то время на съезд народных депутатов в советскую столицу приехал и Алесь Адамович с дочерью.

- Я созвонился с Натальей Александровной, договорился с Ниной Максимовной о просмотре пленки на квартире Высоцкого, достал где-то в Москве кинопроектор… Так, на Малой Грузинской и состоялась уникальная, удивительная встреча, на которой присутствовали кроме всех названных Никита, младший сын Владимира Семеновича, Андрей Крылов (по-моему, обладатель одного из крупнейших архивов по творчеству поэта), философ Юрий Карякин, соседка по дому…
Источник: https://www.belarus.kp.ru/daily/27456/4710529/
Источник: https://www.belarus.kp.ru/daily/27456/4710529/

Дмитрий говорит, что тогда же пытался заинтересовать этой находкой СМИ, но успеха не имел. Так что рассказывает об этом впервые. И самое главное, публикует цифровую копию данной пленки в качестве гораздо лучшем, чем доступная ранее:

1969, август. Новогрудки, Белоруссия

Для тех, кого не устраивает ВК, ссылка на оригинал из КП: https://www.belarus.kp.ru/video/embed/914885/

Большое спасибо Дмитрию за то, что не дал пропасть этой уникальной пленке. И тем людям, что поработали над её оцифровкой и восстановлением. И "Комсомолке", которая всё это опубликовала!

*Алесь Адамович - автор знаменитых «Хатынской повести» и «Карателей», «Блокадной книги» (в соавторстве с Даниилом Граниным). Также Алесь Михайлович сценарист известных кинофильмов – «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой», поставленных Виктором Туровым, «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков.