Утешительных прогнозов нет. Хоть Катя и вернулась домой спустя три недели отсутствия. Ушла с общаги сама, парень очередной раз её унизил и побил. С её слов. Вселенная пинает нашу дочь с помощью посторонних лиц. Выводов 0.
Вид удручающий, тощая, сутулая, грязная и дурно пахнущая. Вся одежда, и кажется всё тело, пропахло сигаретами, общагой, угрюмым образом жизни, бедностью. Не понятно, как человек так быстро опустился до бомжеватого состояния.
Дочь почему-то решила, что осчастливила нас своим приходом и теперь все вообще должны дружно плясать от счастья, и выполнять все её прихоти. «Я хочу это, я хочу то, помолчите, отвалите, вас слишком много, лучше бы мне остаться в общаге, там тише, достали. Не хочу есть на кухне, не хочу мыть посуду, не хочу разбирать постель, не хочу раздеваться, не хочу учиться, не хочу приходить в 23.00. Хочу лежать смотреть сериалы, гулять, и ничего не делать, есть в кровати и там же оставлять посуду и мусор, хочу спать до обеда, хочу кушать то, что хочу, шаурму, суши, роллтон, бургеры, наггетсы, куриные ножки, ну и газировкой или коктейлем запить. Всё. Ах да. Слушать на всю громкость матные песни». Вот он список желаний.
Психолог, который к нам приходит общается с нами на языке поднятых бровей, ни слова, ни совета, ничего.
Учительский комитет приходит и рассказывает Кате, что нужно учиться, готовится, не гулять по ночам,приходить вовремя. Катя соглашается и делает всё ровно наоборот.
Мы продолжаем искать её по ночам, общаемся с её друзьями чаще, чем с ней. Парень её общается с нами теперь очень даже дипломатично. Восемнадцать лет всё же исполнилось, пора быть мудрее.
Два экзамена завалены. Но это кажется уже мелочи жизни.
Мы даже ходили с ней на выпускной. Зрелище душещипательное. Все красивые, нарядные, счастливые. И наша дочь в наряде «я вылезла из мусорки», воняло от неё так, что рядом с ней трудно было находится ближе 5 м.
Снова походы в администрацию к комиссии ПДН, и снова цирк. Снова наркодиспансер. С учёта Катю не сняли.
Словно все улучшения скосило косой. «Я хочу эмансипироваться», «хочу гулять».
Спит среди неразобранных сумок уже как неделю, в уличной одежде, дочери 16, но нет ни целей, ни желаний, ничего. Она уже всё попробовала, «я хочу этот опыт прожить». Зачем только ей нужен этот опыт, не понятно.
Хочется сгрести это тело и отвезти в глушь, без телефонов, магазинов, цивилизации, но где же такое место найти. Может хоть там она превратится в человека.
"Родили не значит узнали. Эту мысль стоит повторять каждый раз, когда вы не понимаете, что происходит с ребёнком, каждый раз, когда ваши аргументы не работают, каждый раз, когда вы не знаете что делать. Похоже в целом, вспоминая про подростка надо повторять себе эту мысль.
Идею я подпер у Черниговской. И вот, что я думаю тут важно.
Мы, как родители, часто ощущаем, что все с детьми должно быть как-то как мы себе представляем и хотим на основе того, что это мы их родили. Плоть от плоти, так сказать.
Как будто мы лучше всех их знаем, понимаем, видим их будущее и так далее.
И это убеждение раз от раза приводит нас к разочарованию, чувству бессилия и тревоги. Потому, что это неправда.
Путём нехитрых телодвижений мы зачали ребёнка (включите фантазию, пусть будет что-то приятное в этом тексте). Путём страданий и лишений мы его выносили, родили и выкормили.
Дает ли наше участие в чуде нам особые права на ребёнка? Увы. Гемор и ответственность - да. А все плюшки - нет.
Никогда не задумывались про своих, ещё малышей, что у них в голове? Даже представления не имеем. Но в юном возрасте мы с удивлением думали эту мысль и шли мыть жопы дальше.
К подростковому возрасту эта умильная идея превращается в гневное «какого хрена»!
А мы как не знали, что за существо с нами растёт, так и не знаем. Просто это существо сейчас нам на пальцах это показывает.
Что делать, если ощутили экзистенциальный ужас от осознания этого факта?
1. Смириться
2. Наблюдать внимательно и безоценочно
3. Делать выводы и проверять их
4. Интересоваться и спрашивать
5. Получать совместный опыт
6. Осознавать свои ожидания и интерпретации и признавать, что это лишь домыслы и чаяния
Обида, разочарование, бессилие, гнев - это маркеры, что вы ожидали другого. На основе своей убеждённости в том, что за человек перед вами.
Со своими детьми я очень стараюсь быть любопытным. Возвращать себя к вопросу: «что за человек передо мной? Кто он, какой он? Чем он классный?»
Это писец как трудно. Потому что дела, время, обязательства, накормить, выучить и все такое. Но, похоже, только так можно действительно выстроить отношения с тем, кто растёт рядом".
Никита Карпов.
Красиво сказано, вот бы это как-то помогало.