Казалось бы, простая вещь - канистра для бензина, практичная и очевидная. Но появилась она не так давно, и сразу же изменила ход истории. Как же раньше люди обходились без канистр?
В период Античности нефть рассматривали как лекарство. Её добывали в арабских странах и перевозили в кожаных бурдюках. Бурдюки были легкой и удобной тарой, но быстро выходили из строя. К тому же нефть пропитывала кожу бурдюка, и после неё такой бурдюк ни на что больше не годился. Однако на Востоке бурдюки сохранили свое значение для перевозки горючего до 70-ых годов XIX века.
Альтернативой бурдюкам служили амфоры. В руинах греческих колоний археологи нередко находят остатки амфор с нефтью. Амфоры были прочнее бурдюков, но тяжелее и более хрупкими. В ходе перевозки у них часто отламывались ручки, сами амфоры трескались, и на деревянный корабль выплёскивалась горючая жидкость со специфическим запахом. Однако именно в таком виде нефть приходила в Византию из Тьмутараканского княжества. Византийские, а затем и русские огнеметчики Средних веков делали из неё легендарный "греческий огонь".
На смену бурдюкам и амфорам пришли деревянные бочки. Они были надежнее и вместительнее, но не полностью герметичны. Потери нефти достигали 25%, причем топливо терялось не только из-за испарения, но и впитываясь в дерево. Кроме того, при перевозке огнеопасного груза на деревянных судах нередко случались пожары. Изготовление бочек стоило дорого, а после использования они продавались за бесценок, что сильно сказывалось на стоимости товара. В 1875 году пуд керосина в Баку, главном нефтяном центре Российской Империи, стоил 45 копеек, а деревянная бочка для него - 65 копеек.
В XIX веке крупнейшим поставщиком нефти по всему миру стали США. Нефть и нефтепродукты возили в бочках (по-английски barrel) емкостью 120-160 литров. Такую бочку мог в одиночку кантовать физически сильный грузчик, и она была достаточно прочной. У более мелких бочек отношение полезного объема к стоимости было менее выгодным, а крупные бочки неудобны в погрузке. С тех пор единицей измерения нефти в мировой торговле и стал баррель - 158,99 литров.
В первой половине IXX века, благодаря налаженной американской инфраструктуре, даже освещение столицы России Петербурга осуществлялась американским продуктом, который сначала называли по-научному "фотонафтилем" или "фотогеном". Продавался заморский товар в лавке американца Самуэля Кера, на вывеске которой было написано "Кер и сын". Оттуда и появилось всем знакомое название "керосин".
Эпоха деревянных бочек закончилась, когда Дмитрий Иванович Менделеев изобрёл новый способ перевозки нефтепродуктов. Теперь их предлагалось хранить не в бочках, а в специально оборудованных металлических трюмах судов, которые назовут "танкерами". Решение сильно удешевило русский керосин и сделал его выгодным товаром для всего мира, а способ перевозки топлива назвали "русским способом".
В то же время впервые в мире российская фирма братьев Нобелей стала применять клепанные металлические резервуары.
Хотелось бы считать, что деревянные бочки для топлива - давно пройденный этап. Увы, это не так: ГОСТ 15846-2002, регламентирующий тару для поставок в районы Крайнего Севера, по-прежнему разрешает использовать для перевозки горючего деревянные бочки.
Если с изобретением металлических резервуаров и появлением стальных металлических бочек вопрос с перевозкой больших количеств топлива был решен, с мелкой тарой все обстояло сложнее. С изобретением керосиновой лампы в 1853 году в обиход вошли бидоны для керосина, которые широко использовались вплоть до 70-ых годов XX века. Такая тара была прочнее стеклянной, легче и надежнее деревянной и не пропитывалась топливом. Однако из-за негерметичности горловины из бидонов испарялось до 15-20% топлива, что могло привести к пожару. Также бидоны нельзя было поставить один на другой, потому при хранении они занимали много места.
Это не помешало бидонам прослужить Красной Армии всю Великую Отечественную войну. А для хранения вязких моторных масел бидоны с небольшим изменением конструкции продолжают использоваться до сих пор. Производство бидонов для керосина регламентировалось ГОСТ 5105 (редакция 49 и 66 годов) до 76 года, когда они были окончательно признаны опасными и устаревшими.
Разумеется, были попытки повысить надежность и удобство бидонов для нефтепродуктов. Первые металлические канистры появились в 30-ых годах XX века. Они имели форму цилиндра, параллелепипеда или треугольника, к которым приваривались дно и крышка, из-за чего ёмкости часто протекали.
Первые канистры оснащались резьбовой крышкой - она снижала потери горючего от испарения, но без гаечного ключа такую крышку не открыть. Особенно неудобной оказалась ручка из толстой проволоки: при переноске металл врезался в руку. И, разумеется, в современных бидонах под смазочные масла эту ручку сохранили в целости.
Армии Великобритании и США использовали в качестве мелкой тары металлические бочонки вместимостью около 40 литров с резьбовой крышкой. Они были неудобными, тяжелыми, и заправка с их помощью была чревата большими потерями нефтепродуктов.
В армии Монтгомери в Африке из-за тары потери при заправке техники достигали 40%, что сильно снижало запасы и заставляло запускать дополнительные конвои.
20-литровая канистра современного вида была сделана в 1936 году в Германии изобретателем Винценцем Грюнкогелем. Канистра состояла из двух штампованных пластин, скрепленных между собой двумя "утопленными" в конструкцию сварными швами. Она оказалась удобной и простой в изготовлении. В Германии женщины-сварщики перед выходом на серьезные работы набивали руку на канистрах. Для прочности канистра была оснащена "ребрами жесткости" в виде креста.
Канистра имела три широкие рукояти, которые позволяли одному солдату нести либо четыре пустых канистры или две полных, а при необходимости нести одну канистру вдвоем или быстро передавать их по цепочке. Носик изогнутой формы облегчал перелив топлива без потерь. Канистра была скругленной и не задевала острыми краями предметы и людей.
Еще одним новшеством был рычажный замок на горловине канистры. Он был удивительно надежным и даже при повреждении резиновой прокладки не подтекал. Крышка же была прикреплена к канистре, не терялась и фиксировалась одним нажатием.
Большим преимуществом новых канистр была возможность устойчивой установки канистр друг на друга вплоть до трёх рядов для экономии пространства.
Недостатком новой канистры выступало уязвимое дно. За счет контакта с топливом сварного шва оно начинало ржаветь изнутри, а за счет истирания краски - снаружи.
Канистра Грюнкогеля получила широкое распространение в немецкой армии и активно применялась как для горючего, так и для перевозки воды и масел. Даже несколько полных канистр на танке давали существенное преимущество в запасе хода и новую канистру старались утаить как можно дольше.
США и Великобритания получили первые образцы немецких канистр в 1940 году. Англичане захватили несколько экземпляров во время компании во Франции и немедленно начали производить точно такие же. За трофейными канистрами закрепилось название Jerrie Can - жестянка Джери. Американцы же получили канистру за счет личных связей одного из инженеров, и внесли в её конструкцию изменения: сэкономили на толщине металла и швов и в первоначальном варианте оставили завинчивающуюся крышку.
В СССР первые канистры нового типа попали как трофеи и с Ленд-лизом. Технология производства канистр была доступна для советской промышленности, но собственное производство канистр началось уже после войны. Красная Армия имела на снабжении ручные насосы для перекачки из бочек и хорошо поставленную службу горючего, поэтому применение канистр было не так актуально. Потери горючего при заправке в Красной Армии составляли всего 1%. Служба горючего Красной Армии, не смотря на все отступления и потери, не допустила срыва обеспечения горючим ни одной операции, у немцев же, не смотря на отличные новые канистры, срывы случались регулярно.
Следующим этапом развития малой тары стали пластиковые канистры. Они заимствовали форму и преимущества металлических канистр и при этом стали значительно легче (0,8 кг против 4-4,5 кг), проще в производстве и дешевле. Пластик не подвержен коррозии, но имеет другой недостаток - при заправке топливом или даже при бултыхании топлива внутри канистры, накапливается электростатический заряд. Это может привести к появлению искры и возгоранию. Следуя указаниям ГОСТ Р 58404–2019, на заправке могут отказать в наливе топлива в пластиковую тару. Пластиковую канистру можно защитить от накопления электростатического заряда, но сделать это без потери функциональности не так просто.
Что же дальше?
Развитие малой тары продолжается. В новом исполнении - на основе полимеров - вернулись бурдюки для топлива. Ранцевые канистры и мягкие топливные баки из термопластичного полиуретана не только весят меньше полимерных канистр (0,6 кг против 0,8 кг): ещё в свободном состоянии их можно свернуть и спрятать в сумку.
Совершенствуются пластиковые канистры - теперь они уже соизмеримы по прочности с металлическими, при этом их проще утилизировать, что особенно важно при снабжении автономных баз на Крайнем Севере. На подходе новые топлива, которые потребуют для себя новую малую тару.
Список использованных источников прилагается в закрепленном комментарии