Найти тему

ДЛЯ ТЕХ КТО ЗАНИМАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ ГОЛОСА И НЕ ТОЛЬКО: «Я БОЮСЬ БРАТЬ ВЫСОКИЕ НОТЫ»

Занимаясь развитием голоса и диапазона звучания, я часто сталкиваюсь с таким запросом-проблемой: «у меня скованные верхушки», «я пищу наверху», «я не могу петь выше такой-то ноты, это предел», «я еле дотягиваю, если большой скачок наверх», «у меня маленький диапазон голоса» и т.д.

Как правило, причина кроется не в дефектах голосового аппарата, не в больших вокальных нагрузках и не в том, что человек не знает «волшебных» техник для раскрытия и развития голоса. А в чем? Начинаем разбираться. Нередко по ходу занятия «посещает» еще одна важная догадка: я, наверное, все это время пел НЕПРАВИЛЬНО? А что значит «неправильно»? Что тебе мешает свободно звучать на высоких нотах?

- Я БОЮСЬ БРАТЬ ВЫСОКИЕ НОТЫ!

Ключевое слово здесь «БОЮСЬ». И уже не важно: петь высокие ноты, низкие ноты, петь сольно или одному в хоровой партии, петь на публике, на экзамене, вообще ПЕТЬ или ЗВУЧАТЬ. Идет эмоция СТРАХА. Страх вызывает скованность, мышечные зажимы, тормозит дыхание и энергию. (Дорогой подписчик, читающий эти строки, сейчас для эмоционально-физической гигиены необходимо сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, расслабляясь на выдохе, потом подвигать головой, плечами, корпусом, ногами, стопами, т.к. слова имеют большое влияние на состояние нашего организма). Становится очевидным, что пока мы не поработаем со страхом, не разберемся в его причинах и не трансформируем его (внимание: просто убрать страх и выкинуть его на помойку не получится), никакие супер-упражнения от великих звезд и «продвинутые» вокальные методики не помогут.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ СТРАХА.

1. Убеждения, пришедшие от авторитетных людей (родителей, бабушек/дедушек, учителей, уважаемых «крутых» друзей, мужа/жены, начальников на работе и т.д.): «у тебя нет голоса/слуха», «на сцену тебе не пробиться, а посредственных певцов и так хватает», «пение – это развлечение, а не профессия», «у тебя странный/некрасивый голос», «ты неудачник/глупый», «ты все портишь», «у тебя ничего не получится». Такие навязанные убеждения (ярлыки) начинают впоследствии восприниматься как свои собственные.

2. Страх перед оценкой окружающих. А вдруг обо мне подумают, что я: бездарный, нелепый, немодный, ущербный, странный, некрасивый и т.д.?

3. Гиперответственность: «если я плохо спою, то опозорю своих родителей/ подведу учителей», «если я сфальшивлю, то пущу весь коллектив под откос», «я не имею право ошибаться», «лучше я вообще не буду петь, чем спою что-то неправильно».

4. В момент пения произошло какое-то неприятное событие, или даже была получена психологическая травма. Впоследствии процесс звучания запускает возникшие тогда эмоции и чувства (является триггером).

5. Отдельное место занимают семейные драмы, связанные с использованием голоса: ссоры и истерики с громкими криками (голос – как выражение агрессии), фразы типа «замолчи, заткнись» или «сиди тихо, говори шепотом, не мешай», травмы, полученные при рождении и в раннем детстве.

НЕВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ ЗВУКА И ЗВУКОВЫСОТНОСТИ.

-2

Эту очень важную причину скованности и зажатости в пении я выделила особняком. Она в большей степени касается тех, кто знаком с нотной грамотой, обучался сольфеджио и теории музыки. Хотя, начинающим звучать и знакомиться с собственным голосом это тоже нужно знать.

Нотный стан.

Когда мы видим мелодию, расположенную на 5-ти нотных линейках, то воспринимаем ее движение, как хождение по лестнице, и так и говорим: мелодия пошла вверх или вниз, поступенно или скачком. Поэтому, когда «ступени» рядом, это не вызывает особого беспокойства, а когда нужно «прыгнуть» через несколько, начинаются опасения: а вдруг я «недопрыгну» или «провалюсь». К тому же скачок воспринимается как большое расстояние. Вопрос: между чем и чем? Если вы измерите расстояние между нотами мелодии на нотном стане, даже пусть через несколько ступеней, это будет от силы несколько миллиметров, максимум – сантиметр (октава). Тем не менее, сознание рисует нам картины «взлета на тарзанке над пропастью». По отношению к высоким нотам нередко говорят, что до них нужно «дотянуться», «достать», как будто мы карабкаемся вверх по отвесному склону, кода поем. В этом нет ничего общего с реальностью. Итак, разбираемся дальше.

-3

Клавиатура.

Еще один наш помощник в освоении нотной грамоты. Здесь что самое важное? То, что каждая нота (высота звука, а точнее его частота в Гц.) равна определенной клавише. И между клавишами, конечно, есть расстояния и большие и маленькие. Каков же размер клавиш? Клавиши рассчитаны на нажатие пальцем, поэтому их размер адаптирован под среднюю величину наших пальцев. Соответственно, клавиатура создана, не как «вокальная лестница» для голоса, а как инструмент для звукоизвлечения через нажатие. Обратите внимание, что клавиши и расстояния между ними на клавиатуре располагаются в пространстве ГОРИЗОНТАЛЬНО: вправо и влево, а не «вверх и вниз», как мы привыкли говорить.

Звук и человеческий голос.

Теперь – простая истина, о которой большинство поющих не задумывается. Звук – это волна, вибрация на определенной частоте (Гц.). Да, частоты бывают высокие и низкие, но это не относится к их расположению по вертикали (лестница), это характеристика звуковой волны! А скачок в мелодии – это не расстояние в метрах, сантиметрах и т.д.

Как рождается звук (голос) человека? На выдохе воздух под давлением проходит сквозь голосовые складки и усиливается резонаторами (в подробности не вдаюсь). Итак, любые звуки человеческого голоса (и высокие и низкие) возникают В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МЕСТЕ – в гортани, там, где находятся голосовые складки. Они смыкаются так, чтобы получилась определенная частота звука. Эту команду голосовые складки получают от мозга, в котором формируются слуховые образы.

Никаких «лестниц», «клавиш», «расстояний», «подъемов» и «спусков» в этой системе НЕТ. Есть дыхание (циркуляция воздуха), есть внутренний слух, есть координация мозга и голосовых складок, есть «усилители» звука – резонаторы. Вот этими инструментами и нужно учиться пользоваться.

Я думаю, теперь становится понятным, что страх и неуверенность – это во многом результат усвоенных ложных представлений, которые нужно постепенно менять.

Всем гармоничного развития голоса и раскрытия талантов!

Оставайтесь на моем канале)) Для меня очень важна ваша активность!