Найти тему

Многоцелевой ударный вертолет SA.365M/AS.565 «Пантера»

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Еще в 1981 г., за 3 года до объединения, французские инженеры в инициативном порядке приступили к разработке ударной модификации многоцелевого вертолета SA.365N (одна из модификаций вертолета «Дофэн»). В 1984 г. (в год объединения!) в воздух поднялся первый опытный образец новой боевой машины, получившей обозначение SA.365M. Доработанный по результатам испытаний предсерийный образец был представлен на суд военных под обозначением SA.365К «Пантера». Результаты испытаний «Пантеры» оказались настолько впечатляющими, что у некоторых французских политиков возник резонный вопрос: не отказаться ли от продолжения разработки нового ударного вертолета «Тигр» в пользу более дешевой «Пантеры»? Тем более, что на доводку нового «Тигра» и его суперсовременного радиоэлектронного оборудования и ракетноартиллерийского вооружения потребуется еще много времени и не один десяток миллионов евро. По имеющимся данным, французским и германским генералам удалось добиться завершения работ по «Тигру», не пожертвовав при этом серийным производством «Пантер». Конструкция ударных вертолетов «Тигр» оптимизирована для выполнения задач огневой поддержки войск и борьбы с танками и бронемашинами противника, а перед многоцелевыми ударными вертолетами «Пантера» в первую очередь ставятся задачи ведения воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, перевозки десантников и раненых, а также огневая поддержка войск и ведения воздушного боя. К чести французских вертолетостроителей, «Дофэны» и «Пантеры» не постигла судьба «Аллуэтов» и «Газелей», поставлявшихся в огромных количествах «не вполне демократическим странам» по принципу «деньги не пахнут». Фирма старательно отсекает потребителей авиатехники с сомнительной репутацией. Да и значительно повысившаяся цена боевых машин сама способствует этому процессу. К 2000 г. было выпущено около 600 вертолетов «Дофэн» и «Пантера» различных модификаций (в том числе 200 в военных вариантах).

При использовании вертолета в варианте AS.565AA (вертолет огневой поддержки) на двух его универсальных пилонах, расположенных по бортам фюзеляжа, можно разместить разнообразное оружие, в том числе две подвесные пушечные установки с 20-мм авиапушками и боезапасом по 180 патронов или пусковые установки с неуправляемыми ракетами калибром 68 или 70 мм.

В качестве противотанкового вертолет AS.565CA может нести 8 ПТУР «Хот» и соответствующие прицельные устройства. Эта же модификация может использоваться для ведения воздушного боя с вертолетами и низколетящими самолетами противника, для чего в состав ее вооруже­ния могут быть введены 2 управляемые ракеты «Мист­раль» класса «воздух-воздух». Многоцелевой вертолет AS.565UA может использоваться как для перевозки на расстояние свыше 350 км 8—10 десантников с вооружени­ем, так и для осуществления воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, эвакуации больных и раненых, перевозки грузов.