Когда 18 июня глубоководный аппарат «Титан», погрузившийся к лайнеру «Титаник», перестал выходить на связь, компания-оператор заявила: всё нормально. Аппарат, мол, является «самоспасательным судном» с 7-ю системами разгрузки, и при любой нештатной ситуации сможет подняться на поверхность самостоятельно. Запас воздуха на борту - на 96 часов.
«Он не может всплыть только если окажется в ловушке – в обломках затонувшего судна, или в потерянных рыболовных сетях».
Но оказалось, дело было в другом.
5. «Усталость» материала
На борту было 5человек - глава компании-оператора Стоктон Раш, пилот Пол-Анри Наргеоле и пассажиры: бизнесмены из Англии Хэмиш Хардинг, и из Пакистана Шахзада Давуд, с 19-летним сыном Сулейманом.
Каждый из 3-х пассажиров заплатил за участие в этой экспедиции 250 тыс долл. (20 млн руб.)
58-летний Хардинг в 2021 году уже погружался в Марианскую впадину (на глубину 11 км!); в 2019м - совершал кругосветное авиапутешествие через два полюса, а в 2022мгоду -летал в космос как турист.
48-летний Шахзада Давуд был богатейшим человеком Пакистана, наследником маститой торгово-промышленной династии.
Кстати, жена погибшего главы OceanGate Стоктона Раша, которому принадлежал «Титан», - правнучка богатой четы Штраусов, погибших в 1912 году пассажиров лайнера.
Длина глубоководного аппарата «Титана» - 6,4 м, максимальная глубина погружения аппарата – 4 км (затонувший «Титаник» лежит на глубине 3,86 км). Вес подлодки равен 10,5 т, у неё один иллюминатор.
«Титан» уже дважды успешно возил экспедиции к месту крушения «Титаника» - в 2021 и 2022 гг. А всего совершил 14 экспедиций и более двухсот погружений в разных местах океана.
3-е погружение к «Титанику» стало для него роковым. Оказалось, что аппарат не запутался в сетях или обломках, а был раздавлен на большой глубине, не дойдя до знаменитого лайнера несколько сотен метров.
Корпус его был выполнен из высокотехнологичного современного материала - углепластика (карбон-пластика). Видимо, после многих погружений этот материал «устал» - стал не таким, каким был в начале, и утратил прежнюю прочность. Аппарат «Титан» был раздавлен давлением воды, лопнул и распался на мелкие кусочки, всплывшие на поверхность.
4. Рыболовные сети и тросы
Но главной причиной аварий глубоководных аппаратов являются сети и тросы, когда-то потерянные рыбаками и моряками. Они могут ограничить подвижность небольшого подводного судна или заблокировать его винты.
Для их обнаружения используют гидроакустические устройства, а также оснащают батискафы резателями сетей. Но помогает это не всегда.
Например, в октябре 1974 г. двухместный подводный аппарат TS-1 (он жеРС-9) работал в 180 милях к северо-востоку от берегов Шотландии на глубине 85 м, намотал на кормовой винт трос, и не смог самостоятельно от него. На помощь пришли водолазы собеспечивающего судна «Челленджер», опущенные в специальном колоколе.
В августе 2005 года в 50 милях от Петропавловска-Камчатского на глубине 190 м попал в сети глубоководный аппарат Тихоокеанского флота РФ АС-28. Он запутался в тралах, которые, в свою очередь, зацепились за решётку комплекса обнаружения подводных объектов «Агама».
На борту находились 7 человек. Связь была. Им пришлось провести в подводной ловушке более 3-х суток.
АС-28 пытались освободить с помощью подводного беспилотника, который сломался. Пробовали вытащить, зацепив с поверхности якорями. Тоже не вышло.
Помогли британские спасатели с глубоководным роботом Scorpio ROV, оборудованным клешнями для перекусывания металлических тросов. Через несколько погружений им удалось освободить АС-28. Это стало первым успешным применением Scorpio ROV. Россия потом закупила одного такого робота для нужд флота.
3. Подводные течения
Опасные ситуации бывают и из-за резкого перемещения глубоководного аппарата подводным течением, или попадания в водоворот, либо на границу резкой смены плотности воды. У дна Мирового океана тоже текут своеобразные «реки», порой весьма быстрые. А батискафы не отличаются высокой мощностью. Для них ведь важна экономия энергии и компактность.
Летом 1964 года в Эгейском море американский батискаф «Ашера» понесло подводным течением. Ставший неуправляемым аппарат ударился о рифы так, что трещина пошла по иллюминатору, и вода через неё начала поступать внутрь.
На счастье экипажа, глубина составляла всего каких-то жалких 6 м, так что батискаф успел всплыть.
Хуже пришлось аппарату «Джонсон Си Линк»: в 1973 г. у берегов Флориды его течением затянуло в пробоину лежащего на дне эсминца «Фред Берри» (который за год до этого был списан и затоплен). Аппарат зацепился и застрял.
Вытащить его с этой глубины в 100 м спасательному судну удалось только через 30 часов, когда двое из четырёх членов экипажа уже погибли от холода и удушья.
2. Пожар на борту из-за короткого замыкания
По этой причине были десятки катастроф, в основном на военных подлодках. Но и на гражданских батискафах пожары бывали.
Такие ЧП развиваются стремительно. Летом 1974 года в Токийской бухте на глубине всего 10 м из-за короткого замыкания начался пожар на борту батискафа «Джудзуки». Его срочно подняли на поверхность, но оба члена экипажа успели погибнуть.
1. Рыба-меч, гигантский кальмар, белая акула
Фантастика, но нападения морских чудовищна глубоководные аппараты всё же случаются.
В 2016 году американцы сняли на видео, как большая белая акула пробует на зуб подводный дрон Remus. Видимо, она приняла сигарообразный аппарат за тюленя или какую-то другую вкусную добычу.
А в 1967 году у побережья Флориды рыба-меч пробила внешнюю оболочку батискафа Alvin на глубине 610 м. Хорошо, не попала в электрический кабель. Экипаж совершил экстренное всплытие и остался жив. Чего, к сожалению, не скажешь об экипаже «Титана».
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать мой канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также:
Автору требуется кофе и шоколад на создание новых статей. Прошу помочь в развитии канала небольшой суммой: равной цене чашки кофе или 1 шоколадки.
Сбербанк: 2202203297210280 Тинькофф: 5536914057994448
СБП: +7(961)087-58-13 (Елена) Юмани: 4100112648576777 Спасибо!!!