Найти в Дзене

«Цистерны» на гусеницах

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Впервые на исторической арене танки появились в феврале 1916 г. — это были самоходные бронированные машины, которые внешне очень походили на цистерны, по всему периметру «обмотанные» гусеницами. Дополнительные колеса, закрепленные позади танка, служили для его большей устойчивости. На боках устанавливались поворотные башни — спонсоны. Этим машинам был присвоен индекс Mk I (сокращенное от «марк», в переводе с англ. — «номер»).

Первые танки мира Mk I имели снаряженную массу 26 тонн и выпускались в двух вариантах. Пушечные машины вооружались двумя пушками и четырьмя пулеметами, а пулеметные — шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 танков: 75 пушечных и столько же пулеметных.

К достоинствам танка Mk I можно отнести лишь одно: он был первым. В остальном эта машина была далека от совершенства, даже по меркам своего времени. Толщина брони не защищала экипаж (7 человек) не только от снарядов, но и от бронебойных пуль. Мотор мощностью всего 105 лошадиных сил работал на пределе своих возможностей и часто глох, особенно на бездорожье. Условия работы экипажа были ужасающими из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция в этом танке просто отсутствовала.

Кроме описанных ранее боевых «цистерн», позже англичане стали выпускать более легкие танки совсем иной конструкции. Мк А, полу­чивший в войсках неофициальное название «Уиппет» (в переводе с англ. — «Борзая»), уже имел некое подобие башни, правда, не вращающейся. В боевой рубке по периметру танка устанавливалось 4 пулемета, позволявших вести огонь во всех направлениях. «Уиппет» был вдвое легче, чем Mk I, и развивал в 3 раза большую скорость.

Несмотря на серьезные недостатки Mk I, англичане не отказались от заложенных в нем технических решений. В начале 1917 г. появились танки Mk II и Mk III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от Mk I отсутствием хвостовых колес. На следующей машине — Mk IV — бронирование усилили, а орудия укоротили, чтобы они не утыкались в землю во время преодоления танком препятствий. Именно эта машина стала впоследствии самым массовым английским танком — их было выпущено около 1200 экземпляров. Mk V, сменивший в производстве Mk IV в декабре 1917 г., оснащался двигателем «Рикардо» — первым в истории специальным тан­ковым мотором. До конца Первой мировой войны было произведено 400 танков Mk V — 200 пулеметных и такое же количество пушечных.