Статья из подборки
О фотографии
В недавней статье
я производил некие вычисления и у меня получилось, что при замене FF объектива кропнутым глубина резкости умножается на кроп-фактор. При прочих равных условиях съемки, естественно.
Но теория это только теория, не свободная от возможности ошибки в постановке задачи и в ее решении.
Возникла потребность в практическом подтверждении/опровержении этого результата. Вроде бы нашел одного блогера, который что-то обещал по этому поводу... Но его аргументам нет доверия. Почему, я написал в статье
Теперь прошу извинить за самоцитату:
«Сравнивать кроп с полным кадром надо в одинаковых условиях съемки. То есть снимаем один и тот же сюжет при одинаковых числах диафрагмы и при одном и том же угле обзора. А это значит, что съемка ведется с одной точки и равными эквивалентными фокусными расстояниями. И еще число мегапикселей должно быть хотя бы примерно одинаковым.»
Цель:
сравнить глубину резкости и размер боке при использовании кроп-матрицы и FF матрицы при съёмке в одинаковых условиях.
Между прочим, о том, как получить красивое боке, интересно написано в статье
Но меня (сейчас!) интересует не художественная ценность боке, а только технические параметры. Поэтому тестовые снимки будут без портретной съемки модели.
1. Исходные данные
1. Кроп-камера Canon EOS 550D.
Кроп-матрица размером 22,3 x 14,9 мм и разрешением 5184 x 3456 px. Кроп-фактор 1.614.
2. FF камера Canon EOS 6D.
FF матрица размером 36 x 24 мм и разрешением 5472 x 3648 px.
Надеюсь, что никониане и другие понимают, что марка техники не имеет значения. Просто это то, что мне сейчас доступно.
3. Объектив Canon EOS EF 24–105 mm с постоянной светосилой f/4. Так как он зум, его можно использовать на обеих камерах. И что хорошо, на нем, в отличие от многих более современных, имеются нужные шкалы.
Пиксельные разрешения камер практически совпадают, отклонение 5%. Пиксель кроп-матрицы меньше такового у FF в 1.53 раза.
Кроп-объектив настроен на фокусное расстояние 65 мм:
что дает эквивалентное фокусное расстояние 105 мм.
Поэтому при съёмке на FF объектив будет настроен на фокусное расстояние 105 мм.
Снимаем вот такую шкалу
с расстояния примерно 1.2 м. Наведение на резкость автоматическое по кружку коричневого цвета. Диафрагма f/4.
1. Результаты
По недосмотру фото от кроп-матрицы было снято с центрально-взвешенным замером экспозиции против FF c центральным. В результате пришлось по разному править яркость. Понятно, что на резкость это не влияет.
Изменения, сделанные для удобства сравнения. Фото размером
5184 x 3456 px (кроп) было растянуто до FF размера 5472 x 3648 px. Вырезаны интересующие нас фрагменты и один из них отражен по горизонтали. После этого оба фрагмента были сопоставлены в в одном рисунке:
Небольшое некритичное отклонение в размерах, полагаю, объясняется неидеальностью зума или размеров матриц.
Следующий фрагмент показывает, что наводка на резкость в обоих случаях сработала одинаково хорошо, причем скорее чуть дальше кружка, чем ближе:
Степень нерезкости (размытие) у FF заметно больше:
А здесь видно, что одинаковое размытие у Crop наблюдается примерно в полтора раза дальше от точки наводки на резкость:
2. Исходные данные
Те же камеры с тем же объективом и теми же фокусными расстояниями.
Наводка на резкость по центру. Цель для наводки на резкость — крестик на картонке — находится на дистанции 1.05 м. Два светящихся объекта на расстоянии в глубину 1.05 м от цели.
Слева один LED на моем телефоне. Справа два LED на малом расстоянии друг от друга, расположенные горизонтально — подсветка на лупе. Чтобы линза не бликовала, она прикрыта черной бумажкой.
2. Результаты
Файл, полученный с кроп-матрицы, был растянут до сопоставимого размера 3648х5472 px (это примерно +5%). Обе фотографии были подрезаны только по вертикали. И видно, что углы обзора получились практически одинаковыми.
В случае с одиночным LED разница в диаметре светящегося кружка очевидна. Можно заметить, что наводка на резкость Crop-аппарата пролучилась немного дальше, чем планировалось. Если вернуть ее на место, то разница светящихся кружков только усилится.
В случае сдвоенных LED картинка получилась сложнее. Такое впечатление, что откуда-то получился еще один светящийся кружок посередине. И они одинакового размера. А изображения двух "реальных" LED при FullFrame оказались более размытыми. Удобнее сравнивать вертикальные размеры пятен размытия.
Сделал контрольный снимок. "Дополнительный кружок посередине" получился из-за недостаточно аккуратного и нестабильного закрытия линзы лупы, через которую пробивался свет из окна.
Таким образом, данные экспериментов подтверждают выводы, полученные в цитированной статье рассчётом.
3. Исходные данные
Третий эксперимент обязан своим появлением персонажу по имени Мерзлая Собака, за что спасибо ему!
При переходе с FF на кроп-матрицу фотограф обнаруживает, что в кадр стало меньше помещаться. Угол обзора стал меньше. Способов компенсировать это два:
- заменить объектив на другой, с более коротким фокусным расстоянием, чтобы вернуть угол обзора. Мы такой вариант видели в предыдущем эксперименте;
- отойти назад, увеличив дистанцию так, чтобы те же объекты попадали в кадр при меньшем угле обзора. Так рекомендует большинство авторов.
При первом способе, как мы видели, вся композиция кадра и восприятие глубины пространства сохраняются.
При втором, как я показал на простой геометрической модели, происходит искажение перспективы. Настоящий эксперимент имеет целью подтвердить это практически.
Цель наводки на резкость — крестик на картонке — снималась с разных расстояний при различных фокусных расстояниях так, чтобы картонка занимала примерно одинаковое место в кадре.
Кроп-камера Canon EOS 550D. Объектив Canon EOS EF 24–105 mm f/4. Использовался с двумя фокусными расстояниями: 65 и 105 мм.
3. Результаты
Для удобства сравнения фотографии были немного (<5%) подкорректированы по размеру, чтобы картонка получилась совсем одинаковым размером, и подрезаны, чтобы картонка находилась в одном и том же месте кадра. Это не влияет на результат опыта, так как главное оценить, как относительно изменяются горизонтальный размер картонки и расстояние между светящимися лампочками.
А сравнение этих величин показывает, что расстояние между лампочками при
F = 105 mm оказалось заметно больше, как если бы при съемке с одного расстояния лампочки были подвинуты ближе к аппарату с сохранением реального расстояния между ними.
Более острый угол обзора сплющивает пространство.