Первые абзацы легки и забавны, а внутренне хотелось тяжелой артиллерии. Некого даже катарсиса, если хотите. Получите - распишитесь. Уже через страницу я поняла, что это тот вид книг, после которых рассыпаешься на сто миллионов осколков.
«У нас в стране инвалидом быть обидно. Мне само слово «инвалид» не нравится. Прямо очень не нравится. В ОАЭ даже запретили это слово. Меня бы там называли «мужественный человек».
Наталья Вишнякова – Не плачь
Именно с этих слов хочется начать свое сумбурное повествование, потому что собраться и выдать четкую и вразумительную статью пока не получается. Пишу на эмоциях.
Неожиданно оказалось, что это подростковый роман, который рекомендован детям от двенадцати лет. Я этот момент как-то упустила, книга была скачана давно и аннотация, конечно, тоже напрочь забыта. Поэтому начав читать, я немного удивилась. А дальше всё, как в тумане. Прочитала за один вечер, с комом в горле от начала и до конца и пожалела, что нет продолжения.
📚Наталья Вишнякова «Не плачь»
Конечно, можно сказать, что автор решила «хайпануть» на модной нынче теме инклюзии. Ну или это просто желание завоевать популярность, обыграв слезливый и жалостливый сюжет. Но нет. Ничего такого я не почувствовала. Хотя, признаться, в самом-самом начале такие мысли были. А потом я поняла, насколько это круто, что у нас есть такой роман. Такой ответ «Чуду» Ракель Паласио.
Что российский автор ткнул носом и подростков, и их родителей, в главную мысль – все мы разные. И те, кто отличается от здоровых людей – имеют такое же право на жизнь. Абсолютно точно такое же. Речь сейчас не о комфорте физического пребывания, ибо наша страна объективно не готова принять инклюзию. Речь о моральном. Об отношении, об отведенных взглядах, о боязни дотронуться (будто бы инвалидность заразна), о том, что многие считают колясочников умственно отсталыми. Без чувств и переживаний. О понятии «моральное уродство» физически здоровых и стойкости, борьбе и желании не сдаваться – всех особенных людей.
«Каждый, кто болеет, остается в полном одиночестве. Это как отстать от поезда - все уже едут до следующей станции, веселые, любящие друг друга, а ты стоишь на пустой станции один - для тебя движение остановилось и всё испорчено».
Наталья Вишнякова – Не плачь
В романе нет прямого повествования, но есть главный герой. Это колясочник Костя. Подросток. И его история рассказана и им самим, и через призму историй других персонажей – его брата-близнеца Владика, одноклассников, бабушки, других ребят, которые тоже не могут ходить. И никогда не смогут. Например, Петя.
Эти отрывки жизней здоровых детей и тех, кому не повезло, неожиданно сталкиваются, сливаются. Как кусочки мозаики собираются в огромное и трагичное в своей реалистичности полотно. И мир и тех, и других меняется. Конечно, в большей степени открываются глаза и сердца у тех, кто не знал, что может случиться однажды так, что тебе поставят диагноз и в кресле окажешься ты сам. И ничего, ничего уже нельзя исправить. И по перилам ты съехать больше не сможешь. Но разве от того, что теперь ты «человек с ограниченными возможностями», ты не можешь влюбиться или желать дружить?
«Мне хотелось, чтобы кто-то сильный, молчаливый и нечеловеческий взял и погладил меня изнутри — мои мысли, мою сердечную боль, бешеную тревогу, то, что я помнил и не мог забыть, то, чем я жил и что не мог преодолеть».
Наталья Вишнякова – Не плачь
Что даст вам чтение романа:
- Вы поймете, как вести себя при встрече с особенными людьми
- Поймете, насколько они нуждаются в обычном, человеческом общении, а не в жалости
- Скорее всего, осудите поведение многих взрослых. И в романе, и своем окружении
- Убедитесь в необходимости просвещения детей
- В конце концов, представите, что беда может прийти в любую семью в любой момент, поэтому не стоит так уж сильно гордиться своим «превосходством»
- Расплачетесь, потому что речь о подростках, которые ни в чём не виноваты
- Поймете, почему они не инвалиды, а мужественные люди
В одной семье родились близнецы. Костик и Владик. Когда через несколько лет стало ясно, что один из них точно с инвалидностью и исправить это нельзя, мама ушла в неизвестном направлении. Папа, погоревав, забрал второго «приличного» ребенка Владика и тоже ушел, оборвав между братьями все связи. Да так, что Владик после психологической травмы от всего произошедшего и вовсе забыл, что у него когда-то был брат. Костик остался с бабушкой. С чудесной бабушкой, благодаря которой он с домашнего обучения перешел в обычную школу к обычным детям.
«Сейчас уже прошло достаточно времени, чтобы я привык жить вдвоем, а не впятером. Но мне всё равно кажется, что утром, когда я еще не весь проснулся, рядом со мной стоят и мама, и папа, и Владик. Поэтому я никогда не приближаюсь к людям вплотную ведь это место занято, понимаете?
Наталья Вишнякова – Не плачь
А что было дальше, вы узнаете сами, если прочитаете роман. Вы же прочитаете? По крайней мере, я вам очень рекомендую. Книга-лекарство. Таблетка из слов для очищения души.