Хочу сегодня процитировать отрывок из статьи - "О художественной направленности работы советской фарфоровой промышленности"(В.И. Кантор), из сборника статей 1970 года - "Искусство керамики". Как обычно дополняю моей подборкой иллюстраций материал об ассортименте фарфоровых заводов, рассчитанном на восточные республики СССР.
Кузяевский фарфоровый завод и Первомайский фарфоровый завод специализированы на выпуске так называемого «восточного» ассортимента — круглых чайников, пиал и других предметов, предназначенных для республик Средней Азии и Казахстана.
Устоявшиеся традиционные формы этой посуды не дают возможности сколько-нибудь радикально их изменять, поэтому основная творческая работа на заводах шла по пути совершенствования росписи изделий.
В этой области художниками Н.А.Дагмарелли, М.Ф.Паламарчуком, Г.С.Мельниковым (Кузяевский завод), Г.Н.Леонтьевой, В.В.Орловым, Л.М.Горбуновой и другими (Первомайский завод) достигнуты значительные успехи.
Внимательное изучение узбекского, таджикского, киргизского и казахского, а также азербайджанского и дагестанского народного искусства, изучение орнаментики этих народов дали возможность художникам фарфоровых заводов создать произведения, действительно отражающие национальный характер искусства среднеазиатских и северокавказских народов.
Исчез назойливо «ориенталистский» привкус, свойственный подобным изделиям в прошлом, они стали строже и интереснее.
Правда, на этом пути освоения характера национального искусства были и ошибки. Увлекшись удивительной красотой, к примеру, казахских или киргизских войлочных кошм, художники без переработки переносили узоры этих кошм на фарфоровые изделия. Понятно, что такой «подход» не мог привести к успехам, и художники быстро поняли его ошибочность.
После вступления в строй в 1956 году Ташкентского фарфорового завода, а также в связи с тем, что изменяется сам характер быта населения среднеазиатских республик, потребность в посуде "восточного" ассортимента несколько снизилась.
Поэтому и Кузяевский и Первомайский заводы начали работу над обновлением привычного ассортимента фарфоровой посуды.
Ташкентский фарфоровый завод — один из «молодых» советских керамических заводов. Его создание — пример заботы Советского государства о развитии национальной культуры.
Средняя Азия, с незапамятных времен являвшаяся крупнейшим потребителем фарфоровой продукции, никогда, несмотря на обилие сырья, не имела своей фарфоровой промышленности.
Ташкентский завод создавался с помощью фарфоровых заводов Российской Федерации и Латвийской ССР, и поэтому на первых порах здесь копировались формы и рисунки, разработанные на других предприятиях.
Однако вскоре и на этом заводе сложился свой творческий коллектив молодых художников (Р. Арипджанов, А. Мирзабаев, В. Черных, В. Саипов и другие), поставивших перед собой задачу разработки нового ассортимента. Вполне естественно, что в основу этой работы была положена переработка мотивов национального народного искусства.
Народное искусство Средней Азии обладает огромным богатством видов, форм и мотивов декоративного решения самых различных предметов быта, точно разработанными, классически строгими системами построения орнаментов — "ислими" и "герих", понимание которых оказывает неоценимую помощь творчеству современного художника."
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.