Не секрет, что мусульманскому мужчине Allah даровал право на единовременное и безраздельное владение сразу четырьмя женами. В некоторых мусульманских странах, к примеру, в Тунисе, это право у мужчин отобрали на законодательном уровне, но в большинстве арабских государств такая возможность сохраняется и по сей день.
Почему вообще появилось такое право? Реализация мужской полигамности, или причина в чем-то другом? Изначально идея многоженства была продиктована именно необходимостью, а вовсе не баловством и тешеньем мужского самолюбия. Многоженство существовало ранее не только в мусульманских странах, но и, как ни странно, в Европе.
После кровопролитной тридцатилетней войны с Европе и череды волн чумы в 1650 году в Нюрнберге был принят закон, в котором говорилось: «Так как нужды Священной Римской империи требуют восстановления населения, уничтоженного мечом, болезнями и голодом, то каждому мужчине в течение ближайших 10 лет разрешается вступить в брак с двумя женами». При этом, что делать со второй женой по истечению срока разрешения, там не указывалось)))
Помимо массовых разрешений на многоженство в Европе случались и частные случаи, рассматриваемые каждый в отдельности, а разрешение на двоеженство выдавал лично Папа Римский.
Были многоженцы и на Руси среди княжеского сословия, как были на Руси и гаремы с наложницами.
С началом насаждения на Востоке ислама и активных боевых действий в регионе, когда погибало большое количество мужчин, а общество остро нуждалось в пополнении своих рядов, и было получено разрешение на многоженство, которое на заре ислама довольно активно реализовывалось.
Что делать было женщине, которая осталась без защитника и кормильца в те времена? Работать ей было затруднительно, на руках малые дети от погибшего мужа и полная безнадега впереди. Поэтому тот факт, что мужчина мог и должен был заботиться о женщинах, включая вдов, считался величайшим благом, в первую очередь, именно для женщин.
Те времена канули в лету, а право на 4 жены благополучно осталось, хоть и далеко не каждый мусульманин готов реализовать свое право в реальной жизни, так как это не просто хлопотное и затратное дело, но еще и практически полная гарантия потери покоя и ментального здоровья.
В жизни я не встречала ни одного мусульманина, у которого бы было 4 жены, "комплект", так сказать. Однако двоеженцы (и троеженцы) мне попадались, поэтому я составила свое мнение о том, как и почему в доме может появиться вторая жена, и как в дальнейшем развиваются события в таком "любовном треугольнике".
"Твой муж ищет себе вторую жену" - это своеобразное женское проклятье в арабских странах. Любая женщина хочет оставаться единственной и неповторимой и мусульманки тут не исключение. Поэтому не стоит думать, что хоть какая-нибудь, пусть даже самая благоверная и соблюдающая мусульманка, обрадуется появлению в ее жизни соперницы на внимание и финансовое обеспечение мужа. Разве что она очень от этого мужа устала и обрадуется тому, что он будет уделять внимание другой жене, но это редкость.
И это при том, что в некоторых случаях подобное событие неизбежно, альтернативой которому становится и вовсе остаться без мужа, вернувшись в отчий дом на попечение отца, братьев или дядей, где "баловАть" и капризничать уже в полной мере не получится.
Причина №1
Когда появление в доме второй жены становится практически неизбежностью? Когда первая жена имеет подтвержденное бесплодие. В этом случае мужчина, желающий иметь наследников, в 99,9% случаев задумается о повторной женитьбе.
При этом далеко не каждый мужчина задумает с первой женой развестись, чувствуя за собой ответственность за ту, которую "приручил". Поэтому с высокой долей вероятности будет стремиться взять вторую жену, которая и родит ему детей.
Причина №2
Вторая ситуация, при которой мужчина захочет реализовать свои права на повторную женитьбу - это явная генетическая проблема при рождении детей с первой женой. Браки в арабских странах часто внутриклановые, поэтому рождение детей с проблемами не такая, уж, великая редкость. Вот, чтобы иметь здоровое потомство, вторая жена и может появиться.
Причина №3
К третьей причине относятся проблемы с первой женой непреодолимого характера. К таким причинам может относиться психическое нездоровье первой жены, либо ее дурной и склочный характер. Поэтому акция "возьми вторую жену и приструни первую" тоже может быть реализована, но, как показывает практика, проблемы только увеличатся, а не уменьшатся.
Причина №4
Есть и четвертая, самая не распространенная причина - религиозная. Есть такие мусульманские мужчины, которые аккуратно и неотвратимо следуют всем канонам и правилам ислама. Именно такие мужчины могут считать, что иметь 4 жены это не просто право мусульманина, но и обязанность.
В этом случае ни у одной женщины нет шансов переубедить такого мужчину, а останется либо смириться с другими женами, либо развестись, причем по собственной инициативе, то есть остаться без муахра.
Самые распространённые причины появления второй жены - это причина №1 и причина №3. И, несмотря на то, что причина №2 логически похожа на причину №1, реализация плана "вторая жена" менее вероятно, так как на обеспечение нездоровых детей уходит слишком много денег, а на повторную женитьбу этих денег просто не остается.
Все двоеженцы, которых я знаю, взяли вторую жену именно по причине №3, то есть из-за дурного нрава первой супруги. Еще одну историю знаю, где вторая жена появилась по причине №4, но это было еще в прошлом веке, то есть уже сильно давненько.
Реакция арабской женщины на появление соперницы
Как реагируют арабские женщины на появление второй жены? Некоторые "голосуют ногами", то есть принципиально, невзирая на потерянный муахр, удаляются в туман, подав на развод, но их абсолютное меньшинство.
При этом в исламе хула (развод по инициативе женщины) из-за того, что муж взял вторую жену, не относится к полновесно законным причинам развода. То есть такая хула может быть реализована, но обязательно с потерей муахра, то есть этот развод ни при каких условиях не приравняют к разводу по инициативе мужа, тогда как хула из-за отсутствия обеспечения мужем, отсутствия сексуальных отношений, отсутствия детей из-за мужа или его измены, приравняются к разводу по инициативе мужа, стало быть, муахр должен будет выплачен в полном размере.
Арабская женщина очень любит деньги, поэтому потеря муахра, даже если она из богатой семьи и добра с мужем на свое имя нажила не мало, вряд ли откажется от дополнительного бонуса в виде муахра и алиментов на себя любимую до повторного замужества. А это значит - "война, так война".
В угоду активным боевым действиям идут все "подручные материалы", от скандалов и сплетен до физических действий насильственного характера (обливание соперницы кислотой вполне распространенное явление, а также наведение на нее "порчи"). Но все это будет применено именно к арабской же сопернице, а если вторая жена иностранка?
Вот тут, как ни странно, арабки ведут себя куда расслабленнее, так как не видят в лице любой иностранки (кроме соперниц из арабских государств) серьезную угрозу и вот почему:
- в глазах арабок иностранки не красивые и блеклые, словно моль;
- в глазах арабок иностранки абсолютно неумелые в постели и танцевать не умеют, стало быть, не умеют и правильно мужа завлечь;
- в глазах арабок иностранка, которая не имеет надежного тыла (семьи) соперник никакой, и стоит просто подождать, пока мужу эта аджнобея надоест;
- в глазах арабок иностранка никак не угрожает ее финансовому благосостоянию, потому как, скорее всего, будет работать и зарабатывать на себя сама;
- в глазах арабок любая иностранка просто "умственно неполноценная" особа, поэтому победить ее можно "одной левой".
И какое же разочарование постигает арабских женщин, если все эти пункты не находят в жизни реального подтверждения)))
История 1 - арабка начинает и проигрывает
При одной такой ситуации, когда арабский мужчина взял второй женой иностранную гражданку, его первая жена сначала закатывала скандалы, требуя, чтобы он с иностранкой развелся. А когда это не возымело действия побежала к психологу, тоже арабке, которая свою "товарку" успокоила, сказав, что все это не серьезно и аджнобея сбежит обратно в свою страну, поджавши хвост, в ближайшие полгода.
Каково же было их разочарование, когда и через полгода и через год аджнобея все еще жила с мужем и никуда не собиралась. Тогда в ход пошли угрозы первой жены разводом, которые продлились еще полгода, а затем муж сам подал на развод, вызвав новый виток истерик.
Примечательно, что дедушка этой арабки как раз был двоеженцем и очень религиозным человеком. То есть свою вторую неродную бабушку эта дама очень любила и никак не считала деда виноватым. Однако это никак не помогло ей примириться с ее подобной ситуацией в жизни, хотя вина за появление второй жены полностью лежала именно на ее плечах.
Именно причина №3 стала той движущей силой, которая заставила ее мужа смотреть в сторону других женщин и обзавестись второй женой, далекой от арабского темперамента.
История 2 - станьте женой моему мужу
Эта история случилась в Кувейте и услышала я ее своими ушами от женщины, искавшей новую - четвертую жену своему мужу.
Когда я только переехала в Кувейт, я частенько ходила прогуляться на набережную и посмотреть на Персидский залив. В одну из таких прогулок ко мне и подошла кувейтянка, которая сначала спросила время, а после огорошила меня своим "уникальным" предложением - стать ее мужу четвертой женой)))
На мои вытаращенные глаза она отреагировала странно, начав тараторить о том, что муж ее человек увлекающийся и богатый, что вторая и третья жены тоже иностранки (одна была из Кении, одна с Филиппин), а теперь ему заблажилось получить в "коллекцию" жен еще и европейку (рука-лицо и занавес).
Я кое-как ей объяснила, что уже замужем, поэтому такое "заманчивое" предложение меня ни разу не манит, но она предложила попить кофе в кафе, так как язык чесался с кем-то поболтать.
Рассказала она мне, что замуж за него вышла, когда едва окончила университет, но забеременеть все не получалось. Она долго ходила по врачам, врачи разводили руками, мол, вы здоровы, мадам, нужно просто лучше "трудиться".
Чуть позже выяснилось, что причина отсутствия детей - это, собственно, муж. Однако он такой новости не принял, очевидные вещи отрицал, а после и вовсе сказал, что это жена его бесплодна, и он хочет взять женщину из Африки, так как они куда здоровее арабок в этом плане.
Задумано - сделано, появилась в их доме (да, мужик даже отдельного дома второй жене не купил) девушка из Кении, которая тоже не забеременела. Третьей женой стала филиппинская хаддама, но и она ребеночком ловеласа не порадовала. Тогда-то он, видимо, и смирился, что именно он и является причиной отсутствия отпрысков.
А после он решил, что, раз, Всевышний сотворил его бесплодным, то нужно просто брать от жизни все, поэтому объявил о кастинге на роль четвертой жены, на этот раз, непременно европейки.
Разумеется, я спросила его первую жену, зачем она это терпит, ведь, может развестись и найти себе другого мужа, родить детей и жить стандартной среднестатистической арабской семьей, на что она мне сказала, что нашла свои плюсы такой жизни. К плюсам она причислила свою вполне всеобъемлющую свободу, включая активное финансирование мужем, а также то, что она своего мужа любит и хочет, чтобы он был счастлив...
Я не стала расспрашивать о ее семье, возможно, она просто не хотела возвращаться в отчий дом. Сама она не работала, хотя дорогая одежда, аксессуары и крутое авто были в наличии, как и множество золотых украшений на ней. Возможно, ей действительно было так удобно - делить мужа с еще двумя (в перспективе тремя) женщинами.
Однако на прощание она мне сказала, что муж не против, если она родит ребенка от другого мужчины, только если это не станет достоянием гласности. Вот такая история.
От себя добавлю, что подавляющее большинство арабских мужчин имеет, все-таки, одну жену, хотя и могут быть женатыми уже не в первый раз. Такую тенденцию демонстрируют и некоторые правители арабских государств, к примеру, кронпринц КСА - Мухаммед бен Салман Аль-Сауд, король Иордании Абдалла II, нынешний эмир Кувейта Наваф аль-Ахмед Аль-Джабер Ас-Сабах.
А вот эмир Катара - Тамим бин Хамад Аль-Тани уже счастливый "обладатель" трех жен, старшая из которых единственная, кто удостоен права публичного нахождения рядом с мужем и ведения общественно значимых проектов. Она же приходится ему троюродной сестрой.
Многоженством "хвастается" и правящее семейство Аль-Мактум эмирата Дубай. И глава семейства Мухаммед ибн Рашид Аль-Мактум и все его совершеннолетние сыновья женаты не по разу и имеют одновременно от трех до четырех жен.
А вот бывший правитель султаната Оман Кабус бен Саид и вовсе ни разу не был женат и не оставил после себя потомства. Нынешний султан Хейсам бен Тарик Саид женат на единственной женщине и имеет всего одного ребенка - сына Тейязина бен Хейсама.
Что вы думаете о многоженстве и его причинах, уважаемые читатели? Уместен ли в наше время подобный институт брака и семьи, или в наши времена, когда проблем с населением нет и оно демонстрирует вполне уверенный рост в масштабах планеты, или подобные правила хороши и нужны лишь для отдельных государств? Расскажите в комментариях!)))